/     /  
Схема для объединения разных подходов к эмоциям

Схема для объединения разных подходов к эмоциям

Несмотря на различия между рассмотренными выше концепциями, на наличие многих разногласий и противоречий, обусловленных различными методологическими и мировоззренческими предпосылками, они не образуют бессвязного конгломерата. При детальном анализе разных подходов в них можно обнаружить много общих моментов. Более того, отдельные подходы, несмотря на свойственную им односторонность, раскрыли важные особенности исследуемого процесса.

Речь не идет, разумеется, о том, чтобы эклектически признать правомерность всех этих подходов. Скорее, следовало бы искать ответа па вопрос: в рамках какой теоретической схемы или системы можно было бы разрешить проблемы и объяснить данные, полученные сторонниками различных концепций и школ? Ниже мы попытаемся дать наброски такой схемы.

При построении такой схемы мы будем исходить из того, что психические процессы следует рассматривать как процессы регуляции отношений между организмом и средой. Такой подход получает, по-видимому, все более широкое распространение. Он предполагает использование понятия регуляции, которое было предложено и разработано в рамках кибернетической концепции (Эшби, 1959). В этой концепции используются следующие понятия: источник воздействий (Т), возмущения (D), существенные перемены (Е), регулятор разнообразия (R). D передает разнообразие в Е; Е сохраняет состояние равновесия только в том случае, если его разнообразие не выходит за пределы определенного множества состояний. Следовательно, назначение R заключается в уменьшении разнообразия, переходящего из D в Е, для сохранения Е в пределах определенного значения.

Применяя данную схему к человеку, можно сказать, что человеческое существо, которое живет и развивается, - это множество состояний Е. D – это все процессы, происходящие внутри и вне организма. Процессы, происходящие в D, являются необходимым условием сохранения Е, может привести к выходу за пределы, что равносильно нарушению или торможению жизненных функций, задержке развития и даже смерти.

Предохранение Е от избытка разнообразия требует ограничения этого разнообразия до размеров, умещающихся в пределах. Эту функцию предохранения выполняет R. У высших организмов R принимает форму психической деятельности. В этом смысле можно сказать, что психическая деятельность – это специфическая форма процессов регуляции.

Психические процессы осуществляют функцию регуляции посредством регистрации изменений, происходящих в Т (в источнике воздействия), и выделения среди них таких, которые являются возмущениями (D) для существенных переменных, то есть таких, которые являются значимыми для организма. Далее полученная информация об изменениях подвергается соответствующим преобразованиям и приводит к формированию программы действий, то есть реакций, которые соответствуют изменениям. Изменения, имеющие характер возмущения, приводят, кроме того, к мобилизации организма, чтобы успешно справиться с требованиями ситуации.

Весь рассмотренный здесь процесс регуляции можно описать при помощи соответствующих психологических понятий. Так, выяснение изменений — это восприятие действительности, преобразование — это совокупность интеллектуальных процессов, и, наконец, формирование программы действий — это исполнительные процессы.

Выявление изменений, имеющих характер нарушения, и мобилизация организма осуществляются благодаря специфической категории процессов, а именно благодаря эмоциональным процессам. Таким образом, эмоциональный процесс — это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменения в состоянии организма или в его отношениях со средой либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой. Функция этого процесса заключается в подготовке организма к тому, чтобы он мог справиться со случившимся событием.

Остальная часть этой книги представляет собой попытку более детально охарактеризовать эмоциональный процесс.

Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга - предыдущая | следующая - Характеристика эмоционального процесса

Экспериментальная психология эмоций. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)