тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

2.3.6. Семантическая афазия

2.3.6. Семантическая афазия

При описании психологической структуры понимания речи указывалось на наличие трех уровней ее организации и на ряд звеньев этих уровней, каждое из которых обеспечивает определенную операцию, необходимую для реализации целостного акта понимания.

При сенсорной афазии нарушается звено, обеспечивающее звукоразличение, т. е. анализ и синтез звуков, из-за дефектов фонематического слуха. И этот дефект красной нитью проходит через всю речь, нарушая все ее виды и формы, и прежде всего понимание речи. При акустико-мнестической афазии оказывается нарушенным другое звено — опе-ративная слухоречевая память и акустическое восприятие со стороны снижения ее объема.

Известно, что первичное понимание слова (речи) связано с его звучанием и произнесением. Однако дальнейшее уточнение его значения и смысла, его связей происходит на уровне связного предложения, на основе осознания его места в предложении, на основе его интра- и интервербальных связей. Слова русского (и любого другого фонетического) языка объединены грамматическими и синтаксическими правилами в определенные конструкции, в которых одно и то же слово приобретает разное значение и даже смысл в зависимости от этих конструкций. Именно понимание конструкции предложения, а следовательно, и непосредственное узнавание значения слова может быть нарушено.

В основе этих речевых расстройств лежат не речевые дефекты, а нарушение процесса восприятия. Поражения этих областей мозга приводят к такой форме патологии речи, при которой страдают наиболее сложные формы речи, связанные с распознаванием значений грамматических конструкций речи. При семантической афазии, как правило, не обнаруживаются дефекты ни в артикуляторном, ни в акустическом звене психофизиологической основы речи. Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи в этом случае является нарушение симультанного пространственного восприятия, а центральным дефектом — нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

В клинической картине этой формы афазии обычно не обнаруживается грубого нарушения экспрессивной речи: эти больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, могут понимать просто построенную обращенную речь, у них нет нарушений письма и чтения. Однако и в чтении наблюдается нарушение понимания сложно построенных текстов. Эти больные иногда с трудом ориентируются в пространстве. Они понимают речь, грамматически построенную просто. Всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянности больного. Семантическая афазия протекает в синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета). На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия их тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Поэтому у них нарушаются восприятие географической карты, узнавание времени по часам, понимание разрядности числа (1.021,2.101), счетные операции и т. п., т. е. оказываются нарушенными все психические процессы, в структуру которых входит фактор пространственного восприятия. В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи. В основе нарушения понимания речи при семантической афазии лежат дефекты симультанного восприятия целого сложного предложения, а смысл всего предложения может быть понят лишь на основе одновременного (симультанного) восприятия логико-грамматической конструкции. Нарушение симультанного схватывания конструкции целиком и ведет к дефектам понимания речи. Именно поэтому больные с семантической афазией без труда понимают отдельные слова и простые короткие предложения и не понимают длинных и сложно построенных предложений.

Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению тех сторон речи, которые интимно связаны с восприятием пространственных отношений. Именно в этой связи наиболее грубо при семантической афазии нарушается понимание конструкций с предлогами {под и над, от и к, за, из-за, в, на и т. д.), поскольку эти предлоги отражают на речевом обобщенном уровне реальные пространственные отношения. Нарушается понимание сравнительных конструкций (муха меньше слона), оборотов со словами «перед», «поеле», «без» (перед весной, после работы и т. п.), конструкций творительного падежа (покажите карту указкой), конструкций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина). При оценке подобных конструкций больные понимают либо отдельные слова, либо схватывают лишь общую ситуацию — о ком (о чем) говорится, но что говорится, взаимодействия и взаимоотношения указанных в предложениях объектов (субъектов, явлений) остаются недоступными пониманию для больных с семантической афазией.

В психологической картине обнаруживается глубокое нарушение речи уже на уровне слова: оно выпадает из системы грамматических понятий, остается сохранной лишь его предметная отнесенность. Больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи), поставить к слову (в предложении) нужный вопрос. С этим связаны дефекты понимания конструкций, значения которых связаны с изменением флексий (инструкцию: «Покажите карандаш и ручку» больные выполняют правильно, а «Покажите карандашом ручку» и «Покажите карандаш ручкой» — не понимают и не могут выполнить). Обобщение слов и их понимание у этих больных совершается на основе непосредственного переживания сущности слова, его вещественной отнесенности, а не на основе грамматической формы. Так, слова «плач», «бег» они относят к глаголам, а слова «хорошеть», «краснеть» — к прилагательным (больные не могут отвлечься от вещественной стороны слова и сделать предметом осознания грамматическую форму, содержащую определенное значение, отсюда и возникают дефекты точного понимания речи). Таким образом, нарушение понимания речи у больных с поражением теменно-затылочных отделов интимно связано с дефектами пространственного гнозиса. Проявляется семантическая афазия не только в дефектах непосредственного понимания значения и смысла сложно построенной речи, но и в нарушении осознанного грамматического анализа слов и предложений.

 

 2.3.5. Акустико-мнестическая афазия (продолжение) – Предыдущая | Следующая  –  2.3.7. Амнестическая афазия