2.3.5. Акустико-мнестическая афазия (продолжение)

В психологической картине этой афазии следует отметить, что нарушение понимания речи, отчуждение значения слов идет на фоне сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения. Исследования А. Р. Лурии показали, что дефекты речи наступают при увеличении объема поступающей вербальной информации, поэтому центральным механизмом (фактором) этой формы афазии А. Р. Лурия считал нарушение оперативной памяти, причем не нарушение следовой деятельности, следы у этих больных фиксируются, но они тормозятся и не забываются, а как бы «забиваются» последующей информацией, отсюда возникает феномен ретроактивного торможения, т. е. свежие следы считываются лучше, чем прежние.

Анализ литературы, но прежде всего наши собственные исследования дают основание считать эту афазию наиболее сложной и полифакторной формой. Это предположение получает объяснение и в сложности морфологических образований этой части коры височной области, поражение которой ведет к акустико-мнестической афазии. Так, наши исследования (Цветкова, 1972а, 1974, 1975) показали, что в основе отчуждения смысла слов, нарушения актуализации нужных слов при назывании лежат дефекты предметных образов, чувственной основы слова и его речевой организации. У этих больных звучащее слово не вызывает нужных предметных образов и даже графического образа слова, что может свидетельствовать о нарушении взаимодействия зрительного и слухового анализаторов. Опыты подтвердили также, что с этим дефектом в сфере зрительных предметных образов связано и нарушение называния предметов. И наконец,

опыты показали, что при этой форме афазии имеется и третий механизм нарушения — это сужение объема акустического восприятия, что приводит к появлению нарушений пони-мания обращенной и повторной речи.

Важно отметить, что при этой форме афазии остаются практически сохранными письмо и чтение, а если эти процессы и нарушаются, то и механизм их нарушения, и клиника их проявления, и ошибки резко отличны от сенсорной аграфии и алексии.

Итак, различия сенсорной и акустико-мнестической афазии лежат в следующем.

1. При акустико-мнестической афазии отсутствуют нарушения процесса звукоразличения при малом объеме материала, при сенсорной он нарушен независимо от объема.

2. При акустико-мнестической афазии сохранен фонематический слух, при сенсорной — грубо нарушен.

3. При акустико-мнестической афазии понимание речи нарушено не грубо, но нарушено значение и нередко смысл слова, высказывания. При сенсорной афазии всегда грубо нарушено понимание обращенной речи, значение слова, однако смысл остается более сохранным.

4. При акустико-мнестической афазии в устной спонтанной речи преобладают преимущественно вербальные парафазии, при сенсорной афазии — литеральные.

Общими симптомами для обеих форм афазии являются: а) отчуждение смысла слова, б) при поиске слова-наименования не помогает подсказка. Механизмом отчуждения смысла слова в одном случае является нарушение фонематического слуха, а в другом — нарушение связи слова с предметным образом.

Таким образом, наши исследования и последующие наши работы совместно с сотрудниками и учениками показали, что в основе акустико-мнестической афазии лежат два фактора — нарушение объема акустического восприятия и дефекты предметных образов — перцепторных и образов-представлений. Более поздние наши исследования позволили показать, что эта форма афазии возникает при поражении более высоких уровней организации мозга

(третичных полей). Именно это ведет к более сложным факторам, лежащим в основе акустико-мнестической афазии. Нами был вычленен еще один сложный третий фактор — это нарушение «высших синтезов», — который лежит в основе нарушения понимания сложных форм речи (анекдоты, притчи и др.). Все это ведет к снижению верба-льного мышления. Что касается слухоречевой памяти, то она нарушается только как структурная составляющая восприятия.

 2.3.5. Акустико-мнестическая афазия – Предыдущая | Следующая  –  2.3.6. Семантическая афазия