тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Развитие самооценки в детском возрасте

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Многие родители хотят видеть своих детей успешными, жизнерадостными, счастливыми, уверенно смотрящими в будущее, умеющими справляться с трудностями, возникающими на их пути, покоряющими всё новые и новые вершины. Однако часто родители задаются вопросом, как построить процесс воспитания ребёнка так, чтобы сформировать в нём те качества, которые обеспечат ему успех в будущем. Во многих случаях родители начинают задумываться об этом уже когда видят, что их ребёнок слишком неуверен в себе, испытывает трудности в общении с окружающими, боится новых знакомств, чрезмерно стеснителен, замкнут, боится браться за кажущиеся трудными задачи, недооценивает свои возможности. От чего же зависит успешность ребёнка в будущем, его способность реализовывать свои мечты, быть свободным в выборе своего пути в жизни, доверять себе, возможность строить близкие доверительные отношения с интересными ему людьми и добиваться профессиональной самореализации?

Как правило, о самооценке говорят уже во взрослом возрасте. Часто мы встречаемся с фразами: «У меня низкая самооценка. Я не уверен в себе. Я недооцениваю себя». И практически каждый, у кого есть данная проблема, понимает, насколько это качество мешает ему чувствовать полноту жизни, общаться с людьми, быть успешным в карьере. Корни этой проблемы зачастую уходят глубоко в детство, поэтому мне кажется очень важным проследить основные этапы и механизмы формирования самооценки в детском возрасте. Поняв особенности формирования самооценки в детстве, многие родители смогут избежать ошибок в воспитании своего ребёнка и помочь ему стать в дальнейшем счастливым и уверенным в себе, обрести позитивное самоощущение, которое и является залогом успешности в будущем.

Для начала поговорим о том, что такое самооценка. В психологии совокупность представлений о себе называют Я-концепцией. Это образование включает в себя две составляющие: описательную (образ себя, совокупность знаний о себе) и оценочную (самооценка). Таким образом, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. В каком возрасте появляется самосознание и самооценка, какие первые формы осознания себя отмечаются в детском возрасте? Ведь совершенно очевидно, что только что родившийся ребёнок не обладает ни знаниями о себе, ни тем более способностью оценить себя, свои действия, свои качества. Под влиянием каких факторов формируется это образование и что влияет, на характер развивающейся самооценки? Чтобы ответить на эти вопросы пройдёмся кратко по основным возрастным этапам развития в детстве и посмотрим каковы предпосылки появления зрелой развитой самооценки:.

  1. Период новорожденности (0-2 мес.), младенчество (2 мес.-1 год)

В первый месяц после рождения возможности ребёнка ограничены, у него есть только набор безусловных рефлексов, никакими другими формами активности он пока ещё не обладает. Отсутствие собственной активности говорит о том, что у ребёнка ещё не сформировалось представление о себе как активном начале, субъекте действия, на данном этапе развития ребёнок ещё не выделяет себя из окружающего мира, и поэтому не предпринимает никаких действий по его познанию, овладению им. Но данная ситуация очень быстро меняется, уже на втором месяце жизни у ребёнка появляется выделенность самого себя как начальная форма самосознания. Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности младенца воспринимать окружающее и относиться к нему. У ребёнка появляется эмоциональное, заинтересованное отношение к окружающим людям и предметам, он начинает воспринимать мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим. Постепенно на второй план отходят рефлекторные способы реагирования, ребёнок становится активным субъектом общения и деятельности. Но тут же возникает вопрос, благодаря чему это происходит, почему казалось бы полностью безынициативное и лишённое интереса к окружающему миру существо вдруг начинает проявлять интерес к общению с близкими взрослыми, улыбаться, радоваться при появлении мамы, стараться схватить интересную игрушку? Ведущую роль в этом процессе играет опережающая инициатива взрослого. Именно близкий взрослый наделяет ребёнка теми способностями, которых у ребёнка пока нет, общается с ребёнком как с субъектом, личностью. Чуткое внимание, доброжелательность, искренняя радость родителей при общении с ребёнком на том этапе, когда ребёнок ещё не отвечает на обращённые к нему послания, являются залогом формирования самоощущения у ребёнка, его присутствие в этом мире становится очевидным через обращённость к нему близкого человека, его самоощущение отражает отношение взрослого. Поэтому очень важно, какие эмоции испытывают и проявляют родители по отношению к ребёнку, сколько внимания и заботы дарят своему ребёнку. При этом здесь важно не столько то время, которое родители тратят на уход за ребёнком, сколько время, которое они проводят в непосредственном эмоциональном общении друг с другом. В данном случае у ребёнка появляется чувство себя, ощущение собственной ценности и уникальности, формируется такое важное образование как базовое  доверие к миру. В силу надёжной защищённости в семье, уверенности в том, что его любят и принимают, у ребёнка появляется чувство того, что окружающий мир безопасен, справедлив, ему можно доверять и активно исследовать его. Если ребёнок испытывает дефицит общения с близким взрослым, если родители проявляют негативные эмоции по отношению к своему ребёнку, у него формируется негативное самоощущение, тревога, чувство незащищённости. Всё это находит отражение в низкой активности ребёнка, безынициативности, отсутствии интереса к окружающему, закрытости в отношении мира, отказу от готовности взаимодействовать с ним, что может стать причиной отставания, задержек в развитии. Крайний вариант такого развития событий наблюдается у детей, воспитывающихся в домах ребёнка. Физиологические потребности этих детей, как правило, удовлетворяются, однако эти дети испытывают острый дефицит близкого эмоционального общения, внимания и тепла. Воспитанники детских домов обычно отличаются крайней пассивностью, отсутствием интереса к окружающему миру, взрослым, грубыми задержками как в познавательном, так и в эмоциональном развитии. В норме ребёнок в 10-11 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, радуется своему отражению, испытывает позитивные переживания. Ведь глядя в зеркало, мы представляем, как нас воспринимают другие люди, это взгляд на себя глазами другого. Для ребёнка из детского дома отражение в зеркале – это чужое существо, эти дети не узнают себя в зеркале. Можно сделать вывод, что без близости со взрослым у ребёнка не возникает ощущение себя.

Таким образом, в период младенчества формируются начальная форма самосознания в виде выделенности себя из окружающего мира и самооценка в виде эмоционального самоощущения, ведущую роль в развитии этих образований играет близкое эмоциональное общение со взрослым, его доброжелательное внимание, любовь и участие.

Следующая – самосознание у детей

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.