/     /  
Развитие самооценки в детском возрасте

Развитие самооценки в детском возрасте

Развитие самооценки в детском возрасте
Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Многие родители хотят видеть своих детей успешными, жизнерадостными, счастливыми, уверенно смотрящими в будущее, умеющими справляться с трудностями, возникающими на их пути, покоряющими всё новые и новые вершины. Однако часто родители задаются вопросом, как построить процесс воспитания ребёнка так, чтобы сформировать в нём те качества, которые обеспечат ему успех в будущем. Во многих случаях родители начинают задумываться об этом уже когда видят, что их ребёнок слишком неуверен в себе, испытывает трудности в общении с окружающими, боится новых знакомств, чрезмерно стеснителен, замкнут, боится браться за кажущиеся трудными задачи, недооценивает свои возможности. От чего же зависит успешность ребёнка в будущем, его способность реализовывать свои мечты, быть свободным в выборе своего пути в жизни, доверять себе, возможность строить близкие доверительные отношения с интересными ему людьми и добиваться профессиональной самореализации?

Как правило, о самооценке говорят уже во взрослом возрасте. Часто мы встречаемся с фразами: «У меня низкая самооценка. Я не уверен в себе. Я недооцениваю себя». И практически каждый, у кого есть данная проблема, понимает, насколько это качество мешает ему чувствовать полноту жизни, общаться с людьми, быть успешным в карьере. Корни этой проблемы зачастую уходят глубоко в детство, поэтому мне кажется очень важным проследить основные этапы и механизмы формирования самооценки в детском возрасте. Поняв особенности формирования самооценки в детстве, многие родители смогут избежать ошибок в воспитании своего ребёнка и помочь ему стать в дальнейшем счастливым и уверенным в себе, обрести позитивное самоощущение, которое и является залогом успешности в будущем.

Для начала поговорим о том, что такое самооценка. В психологии совокупность представлений о себе называют Я-концепцией. Это образование включает в себя две составляющие: описательную (образ себя, совокупность знаний о себе) и оценочную (самооценка). Таким образом, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. В каком возрасте появляется самосознание и самооценка, какие первые формы осознания себя отмечаются в детском возрасте? Ведь совершенно очевидно, что только что родившийся ребёнок не обладает ни знаниями о себе, ни тем более способностью оценить себя, свои действия, свои качества. Под влиянием каких факторов формируется это образование и что влияет, на характер развивающейся самооценки? Чтобы ответить на эти вопросы пройдёмся кратко по основным возрастным этапам развития в детстве и посмотрим каковы предпосылки появления зрелой развитой самооценки:

1. Период новорожденности (0 - 2 мес.), младенчество (2 мес. - 1 год)

В первый месяц после рождения возможности ребёнка ограничены, у него есть только набор безусловных рефлексов, никакими другими формами активности он пока ещё не обладает. Отсутствие собственной активности говорит о том, что у ребёнка ещё не сформировалось представление о себе как активном начале, субъекте действия, на данном этапе развития ребёнок ещё не выделяет себя из окружающего мира, и поэтому не предпринимает никаких действий по его познанию, овладению им. Но данная ситуация очень быстро меняется, уже на втором месяце жизни у ребёнка появляется выделенность самого себя как начальная форма самосознания. Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности младенца воспринимать окружающее и относиться к нему. У ребёнка появляется эмоциональное, заинтересованное отношение к окружающим людям и предметам, он начинает воспринимать мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим. Постепенно на второй план отходят рефлекторные способы реагирования, ребёнок становится активным субъектом общения и деятельности. Но тут же возникает вопрос, благодаря чему это происходит, почему казалось бы полностью безынициативное и лишённое интереса к окружающему миру существо вдруг начинает проявлять интерес к общению с близкими взрослыми, улыбаться, радоваться при появлении мамы, стараться схватить интересную игрушку? Ведущую роль в этом процессе играет опережающая инициатива взрослого. Именно близкий взрослый наделяет ребёнка теми способностями, которых у ребёнка пока нет, общается с ребёнком как с субъектом, личностью. Чуткое внимание, доброжелательность, искренняя радость родителей при общении с ребёнком на том этапе, когда ребёнок ещё не отвечает на обращённые к нему послания, являются залогом формирования самоощущения у ребёнка, его присутствие в этом мире становится очевидным через обращённость к нему близкого человека, его самоощущение отражает отношение взрослого.

Поэтому очень важно, какие эмоции испытывают и проявляют родители по отношению к ребёнку, сколько внимания и заботы дарят своему ребёнку. При этом здесь важно не столько то время, которое родители тратят на уход за ребёнком, сколько время, которое они проводят в непосредственном эмоциональном общении друг с другом. В данном случае у ребёнка появляется чувство себя, ощущение собственной ценности и уникальности, формируется такое важное образование как базовое доверие к миру. В силу надёжной защищённости в семье, уверенности в том, что его любят и принимают, у ребёнка появляется чувство того, что окружающий мир безопасен, справедлив, ему можно доверять и активно исследовать его. Если ребёнок испытывает дефицит общения с близким взрослым, если родители проявляют негативные эмоции по отношению к своему ребёнку, у него формируется негативное самоощущение, тревога, чувство незащищённости. Всё это находит отражение в низкой активности ребёнка, безынициативности, отсутствии интереса к окружающему, закрытости в отношении мира, отказу от готовности взаимодействовать с ним, что может стать причиной отставания, задержек в развитии. Крайний вариант такого развития событий наблюдается у детей, воспитывающихся в домах ребёнка. Физиологические потребности этих детей, как правило, удовлетворяются, однако эти дети испытывают острый дефицит близкого эмоционального общения, внимания и тепла. Воспитанники детских домов обычно отличаются крайней пассивностью, отсутствием интереса к окружающему миру, взрослым, грубыми задержками как в познавательном, так и в эмоциональном развитии. В норме ребёнок в 10-11 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, радуется своему отражению, испытывает позитивные переживания. Ведь глядя в зеркало, мы представляем, как нас воспринимают другие люди, это взгляд на себя глазами другого. Для ребёнка из детского дома отражение в зеркале – это чужое существо, эти дети не узнают себя в зеркале. Можно сделать вывод, что без близости со взрослым у ребёнка не возникает ощущение себя.

Таким образом, в период младенчества формируются начальная форма самосознания в виде выделенности себя из окружающего мира и самооценка в виде эмоционального самоощущения, ведущую роль в развитии этих образований играет близкое эмоциональное общение со взрослым, его доброжелательное внимание, любовь и участие.

Следующая – Самосознание у детей


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)