Ступень 4: вербализация
Терапевтический процесс: пациент постепенно научился осознавать (учтивость/ прямота) те желания, которые он раньше отрицал, приобрел представление о таких своих желаниях и потребностях, которые не допускались его прежней концепцией о собственных возможностях. При этом, у него иногда возникали страх утраты и кратковременные попытки возвращения к прежнему, что проясняло для него самого его внутренний процесс.
Пациент, помимо прочего, сообщил: «Трудности в моем браке я вижу в том, что я был очень занят на работе и мало уделял времени своей жене…» Новая партнерша пациента на этой стадии была привлечена к терапии. Она была при всей своей сдержанности надежной опорой в дальнейшем терапевтическом процессе до тех пор, пока он после обострения в сентябре 1986 г. не расстался с ней (обсуждение и рис.18).
В середине четвертой стадии пациенту была рассказана притча «Золотые колья шатра», в центре внимания стояла актуальная способность «усердие/ деятельность».
Актуальная способность «усердие/ деятельность»:
Определение и развитие: способность и готовность, в течение длительного времени, придерживаться по большей части, напряженного и утомительного образа действий для достижения определенной цели. Усердие и деятельность, служат критерием общественного успеха, которые награждаются престижем и уважением.
Время | Показатель сахара крови, мг / дл | ||
максимум | минимум |
широта разброса |
|
1 января | 600 | 400 |
200 |
2 февраля | 600 | 53 |
547 |
3 марта | 400 | 41 |
359 |
4 апреля | 356 | 38 |
318 |
5 мая | 400 | 81 |
319 |
6 июня | 386 | 38 |
348 |
7 июля | 330 | 62 |
268 |
8 августа | 376 | 83 |
293 |
9 сентября | 400 | 200 |
200 |
10 октября | 276 | 46 |
230 |
11 ноября | 310 | 96 |
214 |
12 декабря | 283 | 86 |
197 |
1 января | 196 | 86 |
110 |
2 февраля | 146 | 42 |
104 |
Рис. 18. Сахарные кривые, среднемесячные показатели в январе 1986 г. – феврале 1987 г., 45 терапевтических встреч.
Игра, является в развитии ребенка предпосылкой трудолюбия и достижений. В школе усердие – это проявление серьезных намерений. Человек жертвует обычно менее значимыми удовольствиями. Быть усердным удается в чем больш том случае, когда человек ощущает решение какой – то задачи как нечто значимое.
Как спрашивают об этом: кто из Вас больше ценит усердие и достижение? Есть ли у Вас или были раньше профессиональные проблемы? Недовольны ли Вы своей профессией или Вашими коллегами по работе? К чему Вы склоняетесь больше: к семье или работе? Хорошо ли Вы чувствуете себя, если Вам вдруг нечем заняться? Довольны ли Вы школьными или профессиональными успехами Ваших детей? Как Вы пришли к своей профессии? Кто из Ваших родителей больше ценил усердие и достижения?
Синонимы и расстройства: быть активным, интересоваться, создавать, быть занятым, использовать время, уклоняться от чего-либо, не найти работы, не проявлять особого рвения в чем-либо.— «Бегство в работу», карьеризм, стремление к достижениям, стресс, перенапряжение, усталость, конкурентная борьба, зависть, агрессия, страх, лень, «бегство в одиночество», желудочные расстройства, нарушение сна, головные боли, алкоголизм и лекарственная зависимость.
Поведенческие особенности: человек нуждается не только в информации в смысле образования, ему необходим также эмоциональный базис, чтобы стать господином этого образования. В учености следует различать: образование и образованность. Если Вы недовольны своей профессией, то нужно уточнить, действительно ли Вы не удовлетворены Вашей профессиональной деятельностью или раздражаетесь по поводу неустраивающих Вас сопутствующих обстоятельств (несправедливость подчиненных, соперничество между коллегами и т.д.)? Если «достижения» становятся очагом конфликта, это вовсе не значит, что целью является ограничение деятельности, напротив, следует форсировать развитие других сфер, контактов или отношения к самому себе.
На этой ступени, последовательно перерабатывались выросшие на основе актуальной способности усердие /деятельность конфликты, которые касались патологической реакции горя и психосоциальных норм бережливость, время и верность и были важны для коррекции невротического состояния.
Ступень 5: расширение системы целей
Терапевтический процесс: пациент, который до начала психотерапии был ориентирован исключительно на достижение и считал свою профессиональную деятельность главным источником самоценности, точно и непременно осуществляя ее, вследствие своей болезни, развода и статуса нуждающегося в социальной помощи был поставлен в условия перманентной фрустрации. Помимо прочего, до начала психотерапии он писал следующее: «Смысл жизни — я не вижу его, иногда я сожалею, что родился на свет. Я уже часто желал себе смерти, однако, боюсь лежать в гробу. Я очень плохо представляю себе кремацию: как черта в пропасти». Пятая ступень подготовила выход из психотерапии; одновременно с этим она укрепила дух больного, придав ему силы так планировать свое будущее, чтобы сохранять и улучшать свое здоровье, успехи и партнерские отношения. Большое влияние оказала, прежде всего, история «Золотые колья шатра»; его жизненная концепция приобрела новые аспекты. С одной стороны, он возобновил профессиональную активность, воссоздал свое предприятие и примерно через год достиг того положения, которое имел до начала болезни; с другой стороны, у него уже не было необходимости искать свою самоценность только в профессиональной деятельности. Он расширил круг своего общения. Терапия проводилась в течение 3 мес. В 1988 г. он вновь женился, сделав выбор по новым критериям. Социально-политические вопросы приобрели для него особое значение. По поводу вопроса о смысле, который рассматривался на пятой стадии, при обсуждении веры, религии и церкви, он написал: «Вопрос о смысле жизни занимает меня часто и уже давно, однозначного ответа у меня нет. Смерть и завершенность стали понятны мне довольно поздно, со смертью моего отца. Он всегда встает передо мной, в моем страхе смерти. Иногда, когда мои дела идут хорошо, я могу себе представить смерть».
Развитие симптоматики – предыдущая | следующая – Сахар в крови