Во-вторых, технология виртуальной реальности отличается от классических методик тем, что она позволяет осуществлять полный контроль за вниманием наблюдателя, поскольку она яркая, динамичная и интерактивная. Для такой среды маловероятно отвлечение внимания на другие стимулы реального окружения.
В-третьих, она гибкая и легко перестраиваемая. Среда BP программируется, что позволяет пластично менять параметры объектов и происходящих с ними событий. Есть возможность представить множество разнообразных переменных стимулов (как неподвижных, так и движущихся) с легко контролируемыми параметрами предъявляемой стимуляции – яркость, цвет, форма и др. Кроме того, в ней легко программируется структура появления стимуляции и настройка этой структуры в зависимости от реакции наблюдателя. Следует отметить, что в понятие гибкости включается возможность создавать не только «подобную реальному миру» среду, но и нереальные («лунные») миры с необычными свойствами виртуальных объектов. Такие миры также позволяют поместить пациентов в условия, которые в реальном мире были бы недостижимыми, опасными или стрессогенными.
Четвертой особенностью систем BP является возможность селективного выделения нужной стимуляции. В экспериментальной психологии существует большое число задач, в которых экспериментатору необходимо привлечь внимание испытуемого к отдельным ключевым стимулам. В программируемой BP в описании сценария можно ввести специальные способы визуального «усиления» ключевых стимулов – увеличить частоту их появления, усилить яркость, окрасить их в цвет, который «привлекает взор» испытуемого. Можно не только использовать сенсорные характеристики стимуляции, но и встраивать в виртуальную среду стимулы, вызывающие у испытуемого сильные ассоциативные реакции: портреты близких людей, обстановку комнаты, в которой испытуемый провел детские годы, и т. д.
Пятое преимущество – возможность установления обратной связи в режиме реального времени. Быстродействующие компьютерные системы могут обсчитывать и выдавать результирующий визуальный образ в течение нескольких миллисекунд, что позволяет программно устанавливать быстрое интерактивное взаимодействие ВР-среды и наблюдателя. Для этого вводится специальный дисплей, позволяющий осуществлять действия с виртуальными объектами, результат которых виден в режиме реального времени.
В-шестых, важной особенностью BP является возможность создания полимодальной стимуляции. Чувство физической реальности конструируется на основе наших базовых ощущений – зрительных, осязательных, слуховых, обонятельных. Системы BP позволяют имитировать одновременно зрительные, тактильные, слуховые образы, что едва ли достижимо в традиционной парадигме экспериментальной психологии и что усиливает «правдивость» виртуальной среды. Такое преимущество позволяет решать ряд задач в реабилитации когнитивных способностей. Классические подходы в когнитивной реабилитации разделяются обычно на две основные группы: восстановительные, которые уделяют внимание систематическому восстановлению когнитивных процессов, и функциональные, придающие особое значение актуально наблюдаемому поведению (повседневным действиям) [28]. Критики восстановительных подходов предостерегают от чрезмерного доверия к тестовым материалам и подчеркивают неспособность этого подхода адаптировать пациента к реальному миру. Функциональные же подходы критикуют за то, что выучивание процедур приводит к тому, что пациент как будто живет в статичном мире, в котором условия жизни не изменяются. Особенность ВР-технологии создавать мультимодальную стимуляцию, полностью погружающую пациента во взаимодействие с виртуальной средой, позволяет значительно эффективнее восстанавливать комплексное поведение.
Однако технология виртуальной реальности имеет и слабые стороны. Так, например, подробный анализ использования ВР-технологий для задач реабилитации больных с различными типами нарушений был проделан Ф. Морганти [29]. Результаты этого анализа показали, что, несмотря на все преимущества, использование BP в реабилитации сталкивается с целым рядом проблем. К наиболее часто обсуждаемым недостаткам относят высокую стоимость оборудования, техническую сложность, сложность визуализации психологических проблем, отсутствие критериев эффективности воздействия ВР-среды, недостаток знаний персонала о принципах работы и эксплуатации инновационного оборудования.
Потребность в системах виртуальной реальности в процессе жизнедеятельности человека, а также общества и государственной системы все больше. Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для обучения, моделирования, творчества.
За сравнительно короткий срок технологии виртуальной реальности преодолели путь от «дорогой игрушки» до «функциональной технологии». Сейчас BP активно развивается как средство для клинического, исследовательского и образовательного применения. Системы BP интегрируют в себе компьютерную графику в режиме реального времени, датчики движения тела, аудио-/визуальные/сенсорные дисплеи для погружения испытуемого в интерактивную виртуальную среду, которая естественным образом меняется при движениях его головы и тела. Являясь, по сути дела, сложными симуляторами среды, BP могут быть использованы для наблюдения за человеческой психикой и поведением под воздействием разнообразных стимульных условий, неосуществимых посредством традиционных методов экспериментальной психологии.
___________________________________________________________________________________
[28] Rizzo, A., Buckwalter, J. G., Van der Zaag, C. Virtual Environment Applications in Clinical neuropsychology // The Virtual Environments Handbook. – New York: Erlbaum, 2002. [29] Morganti, F. Virtual interaction in cognitive neuropsychology Cybertherapy: Internet and Virtual Reality as Assessment and Rehabilitation Tools for Clinical Psychology and Neuroscience. – Amsterdam: IOS Press, 2004.экологическая валидность – предыдущая