Различные направления в психокоррекции

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Исследуя роль комплекса неполноценности в личностном развитии, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на протяжении его жизни, изменяется только система отношений. Отсюда одна из основных задач психологической коррекции — коррекция этих отношений.

Конкретизировав цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у ребенка положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной работы.

Гуманистическое направление в психокоррекции, в первую очередь связанное с именем К. Роджерса, акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, составляет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим конечный итог коррекции заключается в приобретении самоуважения, формировании адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Особое значение в процессе психологического воздействия здесь имеет искренность, теплота, эмпатия при общении психолога с клиентом.

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дез-адаптивных форм поведения. Она достигается с помощью различных поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок. В рамках данного подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются такие задачи, как построение новых стереотипов поведения; подавление имеющихся неадаптивных стереотипов; осознание условий для проявления новых стереотипов поведения. В процессе психологической коррекции психолог выполняет активную и директивную роль: он является учителем, тренером и стремится помочь ребенку следовать эффективному поведению.

Поведенческое направление психологической коррекции часто используется при работе с детьми с ранним детским аутизмом.

Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно эффективное в психокоррекции подростков с проблемами в поведении. В когнитивной психокоррекции, в первую очередь, уделяется внимание познавательным структурам психики, основное воздействие направлено наличность и на присущие ей логические способности. Главной задачей психокоррекции в русле данного подхода является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, предполагает проверку искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. При разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков, страдающих аутизмом, следует не столько ориентироваться на отдельное теоретическое направление, сколько использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

Цели психокоррекционных воздействий – предыдущая  | следующая –  Глава 12.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым