Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

У больных соматическими и нервно-органическими расстрой­ствами задачи психологической коррекции связаны прежде всего с изменением патологической реакции личности на забо­левание, которая различными эмоциогенными расстройствами усугубляет тяжесть основного страдания и затрудняет восста­новление нарушенного в результате болезни социального функ­ционирования личности — изменение социального статуса, смена ролей, снижение или ограничение работоспособности, сужение контактов и пр. [Демиденко Т. Д. с соавт., 1975; Губачев О. М. с соавт., 1981]. Если в происхождении определенного заболева­ния роль психологического фактора более существенна и имеют место невротические наслоения, то тогда психологическая кор­рекция носит более глубокий характер и направлена не только на изменение отношения к болезни, но и на коррекцию более глубоких отношений личности. Для работы с указанным кон­тингентом больных наиболее адекватны различные социотера- певтические методы, социально-психологический тренинг, ме­тоды, направленные на создание определенной жизненной пер­спективы, повышение уверенности в себе. Большое значение для последующей адаптации имеют создание терапевтической среды и семейная психотерапия. Задачами психопрофилакти­ческой работы являются повышение адаптивных возможностей личности, обеспечение ее устойчивости к различного рода не­благоприятным воздействиям, стабилизация существующих адаптивных отношений и формирование новых необходимых отношений и форм поведения. В работах В. К- Мягер и сотр. в качестве важных проблем называются определение границ нормы и болезни и выявление групп и лиц с повышенной уг­розой возникновения заболевания. В качестве факторов риска выделяются личностный, межличностный и ситуационный. В психокоррекционных воздействиях с целью психопрофилак­тики, как правило, нуждаются так называемые уязвимые кон­тингента. В качестве уязвимых контингентов могут рассматри­ваться: во-первых, лица с определенными личностными особен­ностями (высокой степенью тревожности, нейротизма, эгоцен­тричное, лица с низкой самооценкой); во-вторых, лица, нахо­дящиеся в определенной возрастной фазе, которая предъявляет к человеку иные требования, чем существовавшие до сих пор, где требуется иная адаптация (подростковый период, начало и окончание трудовой деятельности, вступление в брак и т. д.); в-третьих, это лица, находящиеся в кризисной ситуации лич­ного плана; в-четвертых, лица проживающие или работающие в экстремальных условиях (трудные климатические условия, замкнутость в пространстве, ограниченность в контактах, сен­сорная депривация и пр.). В работе с подобными континген- тами психокоррекционная работа приобретает особо важное значение, она направлена па стабилизацию отношений лично­сти, на выработку новых, более соответствующих в данной си­туации отношений, на развитие адекватных реакций и форм поведения, на снятие напряжения и преодоление тревоги. Ре­шаться эти задачи могут практически с помощью всех извест­ных методов психологической коррекции. Чаще всего в этих целях используются аутогенная тренировка, тренинговые ме­тоды, групповая дискуссия и другие формы групповой работы, семейная психотерапия.

В настоящее время все более возрастает роль психолога при проведении психокоррекционной работы. Психологи, рабо­тающие в медицинских учреждениях, занимаются не только психологической диагностикой, но все более включаются в психокоррекционную работу с пациентами. Освоение медицинским психологом этой новой роли является оправданным, так как основной задачей психологической коррекции является восста­новление нарушенных отношений личности, которые, будучи сами по себе психологическим феноменом, подвергаются из­менениям посредством использования влияний психологиче­ского и социально-психологического порядка. Психолог может принимать участие практически во всех видах психокоррекцион- ной работы: индивидуальной, групповой, семейной, социотера- пии. Однако степень его самостоятельного участия определяется не столько конкретными методами психологической коррекции, сколько тем контингентом, с которым проводится психокоррек- ционная работа. Если речь идет о психогигиенической и психо­профилактической работе, то, вероятно, хороню подготовлен­ный клинический психолог может проводить эту работу само­стоятельно. Если же речь идет о клинических коптингентах, то в таком случае наиболее адекватной является совместная ра­бота врача и психолога или так называемый бригадный метод, когда в работе с пациентом принимают участие несколько спе­циалистов: врач, психолог, медицинская сестра и другие (на­пример, социолог, терапевт по занятости и т. д.), где каждый привносит в проводимую работу соответствующий его подго­товке вклад: врач — клинический, психолог — психологический и социально-психологический. Но и в рамках клиники есть психокоррекционные методы, которые могут быть полностью отнесены к компетенции психолога: это, прежде всего, социотерапевтические методы, коммуникативная, поведенческая и тренинговая терапия, многочисленные вспомогательные, в ча­стности невербальные, приемы. Разумеется, что и при прове­дении этих методов психолог должен работать в тесном кон­такте с врачом. Участие психолога в проведении психокоррек- ционной работы расширяет диапазон его возможностей и в плане диагностики. В процессе общения с пациентом, в про­цессе групповой деятельности психолог наблюдает за пациен­том в самых разнообразных ситуациях и получает чрезвы­чайно существенную информацию о специфических и повто­ряющихся формах поведения пациента, об особенностях его взаимоотношений с окружающими, о его установках, отноше­ниях, мотивации, ценностных ориентациях, которая не всегда может быть получена при экспериментально-психологических исследованиях. Этот материал может иметь существенное зна­чение не только для личностной диагностики, но и для диагно­стики клинической. Обсуждение с пациентом результатов ис­следования интеллекта, памяти, внимания, мышления также может быть использовано в психокоррекционных целях. Та­кая информация (особенно для неуверенных в себе пациен­тов) может положительно влиять на самооценку, на правиль­ную оценку характера и последствий своего заболевания, что способствует формированию адекватного отношения к болезни и лечению, вселяет уверенность и создает лечебную перспек­тиву.

 

социотерапевтические методы – предыдущая | следующая – теория выбора супруга

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание