/     /  
Психология здравоохранения

Психология здравоохранения

Введение


Психология в здравоохранении

Термин «психология в здравоохранении», который мы предложили двадцать лет назад (1957) укоренился (1959).

В настоящее время этот термин, обычно применяемый у нас (как и в формулировке «психология здравоохранения»), в мировой термино­логии не применяется так часто, и поэтому мы выбрали (хотя только для названия нашей книги) термин «психология в медицине».

В связи с тем, что термины «врачебная психология», «медицинская психология», «клиническая психология» являются понятиями, о кото­рых все время дискутируют в мировой литературе, и которые по-разному понимают, необходимо рассчитаться с ними. Для иллюстрации при­ведем некоторые взгляды наших и зарубежных авторов.

Гуенсбергер полагает, что врачебная психология – это изучение лич­ного влияния медицинского работника (врача) на больного. По его мне­нию к медицинской психологии относится психология физически боль­ного (патопсихология) и результаты кортиковисцеральной медицины, далее проблемы, связанные с общими медицинскими вопросами, и нако­нец, изучение некоторых абнормальных явлений, например, гипноза. (Ясно, что гипноз мы не рассматриваем как абнормальное явление, и нет причины для того, чтобы он относился к медицинской психологии).

Добиаш под понятием врачебной (медицинской) психологии пони­мает комплекс знаний и способностей, которые использует в своей де­ятельности врач; в коллективной книге, которую редактировали Вл. Вондрачек и Я. Добиаш (1969), врачебная психология характеризуется как комплекс знаний из психологических наук, которые позволяют врачу сознательно выбирать и целенаправленно применять психологические средства в любой фазе контакта с больным.

Станчак (1976) ограничивает врачебную психологию психологичес­кой стороной врачебной работы, работы медицинского персонала и больничной средой; следовательно, речь идет о специфической обла­сти психологии, направленной на значение взаимоотношения: врач – больной и его отражение в лечебном процессе.

Лагаш понимает медицинскую психологию как психологию невро­тических и психотических состояний (в сущности психопатологию) и Р. М. Фрайнфельс под медицинской психологией понимает более глу­бокое объяснение нормальной психики на основе психиатрических дан­ных.

Из новых авторов приведем еще советского исследователя М. Каба­нова, который стал преемником Мясищева в Ленинградском психоневрологическом институте им. Бехтерева. Он определяет медицинскую психологию как прикладную область психологии, которая применяется в медицине для исследования психических факторов, которые влияют на развитие заболевания, на его профилактику и его лечение, для изучения психических проявлений различных заболеваний в их динамике и для изучения характера отношений больного человека с его микросредой.

Как видно, здесь сохраняется традиция профессора Мясищева, ко­торый уже в 1952 году провозгласил, что вопрос психологии в медицине не является лишь вопросом психопатологии, а вопросом всей медици­ны ! В ходе каждой болезни необходимо иметь в виду и учитывать целую личность больного!

И наконец, профессор Либих из того же института видит область медицинской психологии в общем в пяти округах ее интересов: различ­ные нормы и патология психики – психические проявления болезни – роль психики в возникновении и течении болезни – роль психики в лече­нии болезни – и наконец, роль психики в препятствии болезни и в укреп­лении здоровья.

Хаос взглядов и мнений ждал бы нас, если бы мы еще занялись тер­мином «клиническая психология». Содержание его, к удивлению, сужено, например, Андре Рей определяет клиническую психологию как использование экспериментальных методов при изучении больного, а Лагаш понимает клиническую психологию как медицинскую психоло­гию (см. выше).

Станчак видит предмет клинической психологии в использовании психологических наук при исследовании психического компонента в этиологии и патогенезе психических, а также некоторых органических болезней (1976) и т. д.

В то время как одна концепция клинической психологии видит в ней применение психологии в медицинской клинической практике, то другая концепция расширила понятие клинической психологии и на область здорового человека, и наконец, и на область животных; свое начало она берет в Америке. Эта концепция возможна только при условии отожде­ствления клинической патологии с психодиагностикой, с «клиничес­кими» методами.

Это понимание отстаивал Витмер еще в 1896 году, который основал первую психологическую клинику при университете в Пенсильвании. Вскоре после этого была основана клиника для трудновоспитуемых де­тей, называемая «Институт для юношества» (Healy в Чикаго), и огром­ному росту числа психологических клиник в дальнейшем развитии спо­собствовало особенно движение за психическую гигиену Беерса. Речь шла о какой-то генерализации заботы о человеке и в немедицинских учреждениях. Около 1940 года в США было уже свыше 100 таких клиник. (Как правило они носят название Guidanse clinic, во Франции Centre medico- psychologique, в Италии Centro medico sociale di psicologia applicata и т. д.).

И у нас эту более широкую концепцию клинической психологии представляли уже в первой четверти нашего века консультации, а позднее – психодиагностические институты. (Автор этих срок, например, реализовал в рамках Общества Бабака по исследованию ребенка хорошо работающую консультацию с коллективным сотрудничеством психолога, психиатра, социальной работницы. Он проработал в ней несколько лет с 1926 года).

В нашем социалистическом государстве затем эти консультации стали учреждениями в виде психологических и воспитательных клиник, педагогическо-психолоических консультаций и т. д.

И. Кошчо, который присоединился к нашей концепции (см. «Пред­мет психологии»), ставит психологию здравоохранения и клиническую психологию между прикладными психологическими дисциплинами. Их задачей является: «Заниматься в биодромальном (в течение всей жизни) процессе пациентом личностью индивида – с точки зрения заболевания, его возникновения, течения, диагностики, терапии и лечения, профилак­тики, а в коллективе работников медицинских учреждений под ответст­венным руководством врача с возможностью самостоятельной работы, инициативы в указанных направлениях и применения в научных иссле­дованиях, обучении и усовершенствовании медицинских работников в психологии, применение в психологической экспертизе и в экспертизой деятельности, воздействием психолога в специализированных кон­сультациях (противоалкогольных, невротических) в санитарно-просветительной работе и т. д.». Врачебную психологию он понимает как следствие этой концепции: речь идет в ней о решении отдельных вопро­сов прямой медицинской помощи, об использовании данных психоло­гии в работе врача и остального медицинского персонала.

Речь идет не о полемике с высоко дискутабельными взглядами неко­торых авторов, которых мы привели для иллюстрации. Мы предоста­вляем читателю самому противопоставить их нашей концепции (1957, конференция в Смоленице, опубликовано в 1959 году).

Психология здравоохранения (психология в здравоохра­нении) является более высокостоящим понятием, причем клиническая психология составляет ее основную часть, почти сливающуюся с ней. Все-таки психология здравоохранения шире ее (к психологии здраво­охранения будет относится, например, и выбор окраски больничных по­мещений, архитектурное решение медицинских объектов, устройство среды, распорядок дня и т. д. с точки зрения их психологического воз­действия и т. под.).

Экспериментальная психология – предыдущая | следующая – Психология врача

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)