7. Деятельность и движения
Движения являются собственной формой действия, и поэтому движение также определяется характером или содержанием задачи, которая должна быть решена в результате этого действия. Это имеет большое практическое значение и при контакте человека с человеком. По характеру движения мы можем судить о характере поступка и о его смысле.
Основными формами движения, по Рубинштейну являются следующие :
- Осанка (движение мышечной аппаратуры).
- Локомоция, особенно походка и осанка при ходьбе (в настоящее время ходьбе посвящен целый обширный раздел психологии. Ср. например, Китц/107/).
- Выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), отражающие более грубые и более тонкие эмоциональные переживания
- Семантические движения как носители значения, смысла: снятие шляпы с головы, поклон, отрицательное или положительное движение головой, рукопожатие, аплодисменты. В жестах отражается история (например, мы изучаем формы приветствия у разных народов, у разных общественных формаций или актуальное состояние одной и той же общественной формации: приветствие хулигана – приветствие утонченного культурного человека)
- Речь также является двигательной функцией: интонация, акцент, сила голоса, темп отражают эмоциональную сторону и проецируют личность
- Рабочие движения, различаемые по виду профессии и по отдельным трудовым операциям.
Психология движений еще не разработана в достаточной степени, хотя по отдельным областям ее были произведены солидные исследования.
Следовательно волевое действие является «целенаправленным действием, благодаря которому человек планомерно осуществляет цель, подчиняет импульсы сознательному контролю и изменяет в зависимости от своих планов действительность» (Рубинштейн).
Между познанием (оценкой) и волей имеется такая же связь, как между теорией и практикой.
8. Интенсивность волевого усилия
Интенсивность волевого усилия может приобрести даже патологические формы в смысле ослабления или усиления процессов возбуждения или торможения в стадии борьбы мотивов, рассуждений и желании, предшествующих собственному действию.
У людей в состоянии истощения наблюдаем снижение волевой активности (гипобулию), у людей, совершенно истощенных, или у людей в состоянии депрессии наблюдаем отсутствие волевого усилия (абулию), в то же время как у людей с так называемой «сильной волей» наблюдаем гипертрофию волевых проявлений – гипербулию, которая часто находится в диспропорции между импульсом и величинои усилия, затраченного на реализацию цели.
Могут наблюдаться также и навязчивые действия, частично относящиеся уже к психопатологии. Однако нам известны и навязчивые поступки совершенно нормальные, в смысле навязчивых импульсов, принуждающих к определенному типу действия. Так, например, мы испытываем навязчивое желание переступить через связующие линии торцов на тротуаре; идем убедиться в том, выключили ли мы газ, закрыли ли мы входную дверь и т. п. Если мы не можем преодолеть эти навязчивые действия с помощью разума и своего решения, то такие явления становятся патологическими и относятся к области психиатрии.
Именно таким образом негативистические действия и проявления могут быть действиями, необходимыми при развитии (например, у детей в период так называемого первого упрямства) независимо от того, идет ли речь об активном негативизме (ребенок действует совершенно противоположно приказанию), или о пассивном негативизме (упрямится, не слушается).
С точки зрения воли – это явление, связанное с развитием личности, которая хочет проявить себя – интенсивность воли здесь чрезмерна. Следовательно, здесь имеет место актуальная гипербулия как негативистическое проявление социальной реакции.