Дословный перевод слова психология – это «душесловие», «наука о душе» (psyche — душа, logos – слово, речь, мысль или наука). Понятие «психология» было создано, вероятно, в 1590 году Гоклениусом, но приживалось до времени Христиана Вольфа (“psychologia emprica”, 1734) и было закреплено Кантом. Психологию очень долго понимали как науку о душе, хотя понятие «душа» в историческом развитии приобретало самое разнообразное значение.
Психология долгое время была неразлучно связана с философией и можно сказать, что она также была одной из последних наук (кроме гносеологии и логики), которая отпочковалась от своей материнской философской основы. Ни на одной другой науке нельзя так отчетливо проследить путь от философского мышления к научному познаванию, как на психологии.
В психологии для этого имелись совершенно конкретные доводы. Человек, начавший размышлять о себе и об окружающей действительности, не мог не обратить внимания на то, что во сне он о себе ничего не знает, и, несмотря на это, он видит много загадочных вещей, даже и давно умерших людей. Он разговаривает с ними, но они исчезают, как только он просыпается; отсюда человек заключает, что души являются невидимыми. После смерти тело остается телом неоживленным, человек перестает говорить, двигатся, действовать, чувствовать. По таким анимистическим представлениям душа оживляет тело, а только она отлетает, тело перестает двигаться. Это представление изображено и в ряде произведений искусства (например, известная картина, изображающая душу, отлетающую из тела падшего воина, нарисованная свыше 500 лет до нашей эры на античной вазе!).
И еще больше: и примитивному человеку было известно, что человек способен производить, строить, создавать художественные произведения, познавать законы природы и этим он существенно отличается от животных. Но как только человек начал осознавать сам себя, он отделил себя (который сознает, чувствует, переживает, действует, думает, представляет) от мира материального, к которому принадлежало и его тело.
Таким образом, у человека создалось дуалистическое представление о душе и теле. Это старая психофизическая проблема, взаимоотношение между психической и физической областями, в сущности решена двумя способами: дуалистически и монистически.
Дуалистические теории находят решение или в смысле взаимного воздействия тела и души (теория интеракции), или в смысле психофизического параллелизма (теория параллельности психических и соматических процессов).
Первая теория предполагает, что соматические процессы вызывавают изменения в психической области, и, наоборот, психические процессы вызывают изменения в физической области.
Теория психофизического параллелизма утверждает, что область соматическая и область психическая имеют свои собственные закономерности, но не осмеливается, как теория интеракции, говорить о взаимовлиянии души и тела. Она лишь констатирует, что психические и соматические явления протекают параллельно и не случайно, а таким образом, что определенному психическому процессу соответствует определенный соматический процесс. При этом психофизический параллелизм не утверждает, что каждому соматическому процессу соответствует процесс психический.
Монистическое решение может быть либо материалистическим, либо спиритуалистическим, в зависимости от того, понимается ли душа как эпифеномен (поэтому другое название – эпифеноменализм), свойство материи, или, наоборот, материя как эпифеномен души (спиритуалистический монизм)
Связь с философскими проблемами здесь очевидна. Как только это решение спроецируем на метафизические проблемы бытия (вещество, материя дух), она проявится как часть великого исторического идеологического соревнования между материализмом и (спиритуализмом) идеализмом.
Типичным представителем идеалистического философа является Платон (472-347). Мир идей (прообразы всех понятии) по Платону, представляет собой единственный фактический мир, а мир материмый – лишь его отражение, тусклое изображение. По Платону, душа является совершенно самостоятельной, нематериальной субстанцией, которая не нуждается для своего физического существования в материи и вселяется в ряде превращений в индивидуальное тело. Ее наивысшей формой познания является воспоминание (анамнезис) об единственном действительном мире, мире идей.
Материализм утверждает обратное: основой всего является материя со своими законами движения. И психическую жизнь поэтому материализм понимает материально. Механический материализм (Ла Меттри Гольбах, Бюхнер, Молемотт) понимал ее просто как выделение мозга. Диалектический материализм не рассматривает психическую жизнь таким механическим образом. Он различает индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание для него являет наивысшим свойством высокоорганизованной материи мозга. Сознание представляет собой субъективное отражение объективной реальности в мозгу человека.
Аристотель (384-322) в отличие от Платона не рассматривал душу как субстанцию, существующую отдельно от тела, а видел в ней принцип Формирующий материю так, что без формы лишается смысла, но и форма не может существовать без материи. Эта мнимо дуалистическая точка зрения, так как душа здесь понимается как энтелехия (то, что в себе содержит смысл, цель) тела, носительница и устроительница душевных процессов и жизненных процессов вообще. И этот принцип, если рассмотреть его до конца, означает идеализм.
Весь период средних веков, томизм, а также и современный новотомизм придерживается этого понятия, и мы можем обнаружить его и в виталистическом учении Дриша. Дриш ищет будущее психологии в парапсихологии, в тайнах телепатии, в материализации и других, пока не объясненных явлений.
Философское понимание души и духовной жизни было первым этапом развития психологии.
Во втором этапе своего исторического развития психология попыталась преодолеть спекуляцию и дедукцию и стать эмпирической естественной наукой. Поэтому она стала опираться на те науки, которые в XVIII и XIX столетиях достигли наибольших успехов, особено, на физику, химию, а также на биологию и физиологию.
Дедукции она противопоставила опыт индукции, спекуляции – эксперимент и математическое вычисление результатов.
Химия привлекала психологию своей способностью разложить комплексные вещества на молекулы и атомы, физика стала стимулом к тому, чтобы психология искала законы, которые могли бы быть выражены математически.
Психология начала искать последние «элементы» сознания, психические атомы и «гравитационный закон» психической жизни, который был бы таким же универсальным законом как закон гравитации.
«Элементы» естественно-биологическая психология нашла в ощущениях, гравитационный закон – в законе ассоциации.
Поэтому и более старая, еще философская ассоцианистическая психология Д. Гартли (XVIII век) формулирует свой идеал как «психическую химию», а механика группирования представлений сознательно изучается как «физика души» – колебания частичек мозга. Следовательно, здесь сделана попытка физиологического объяснения – ассоциации являются соединением вибрации мозговой и нервной субстанции. Здесь явно переплетаются, как отметил советский психолог Рубинштейн, тенденция материалистическая, которая рассматривает психические процессы в тесной связи с физиологическими процессами, и субъективно идеалистическая тенденция, которая все психические процессы переводит в ассоциации представлений.