Психология и ее историческое развитие

А. Гартли был предшественником. Но если не принимать во внима­ние волны идеалистической психологии с конца XVIII – начала XIX ве­ка, реализацию естественно-научного понимания можно видеть у Гербарта (1776-1841), оказавшего наибольшее влияние на чешскую психологию, и особенно в спихофизике Вебера и Фехнера.

Гербарт дал стимул для введения материалистических методов измерения психических явлений, а тем самым и стимул для развития экспериментальной психологии. Одновременно он был инициатором большого этапа первых шагов психофизиологии, особенно психофизиологии органов чувств, в развитии которой далее участвовали Гельмгольц, Геринг и особенно – своей психофизикой – уже названные Вебер и Фехнер. Математически сформулированный закон Вебера, а затем и продуманный закон Фехнера о взаимосвязи между интенсивностью восприятия и интенсивностью раздражителя долгое время и по праву считался одним из наиболее крупных и главных открытий психологии, но неправильно его рассматривали как закон, распространяющийся на все психические явления, а не только на область восприятия (см. об этом более подробно в главе о восприятии).

Психофизиология и психофизика дали импульс для создания первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпциге в 1879 году, признанной университетом лишь в 1886 году. Вундт заложил основы систематического экспериментального изу­чения психологии и сравнительной психологии. Во Франции, где психо­логии уделяли внимание в экспериментальном отношении, главным образом, психиатры, выделялись Шарко, Рибо (основавший первую психо­логическую лабораторию в «Коллеж де Франс»), Жане (в больнице Салпетрие) и Дюма (в закрытом институте св. Анны).

Русская психология также имела свою традицию. Ученик Гельмгольца Сеченов стал одним из первых основателей научной психофизио­логии, особенно благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга», оказавшим непосредственное влияние на развитие научных идей И. П. Павлова. Для нас имеет большое значение тот факт, что наш соотечест­венник Иржи Прохазка своей книгой “De functionibus systematis nervosi” (1784, в 1957 г. вышла на русском языке под названием «Трактат о функ­циях нервной системы») по всей вероятности, оказал посредством Сече­нова влияние на Павлова, положив основы науки о рефлекторной тео­рии.

В Казанском университете первую русскую психологическую лабо­раторию основал В. М. Бехтерев (1885), известный автор коллективной рефлексологии. Затем быстро друг за другом создавались другие психологические лаборатории, среди которых особое значение имела лабора­тория Челпанова в Москве. Большое значение имели также К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурский.

Фаза психофизики, психофизиологии (в общем естественно-научно ориентированная психология) привела со стороны идеалистических пси­хологов и философов к критике метериалистических последствий. Понятие «душа» стало, с одной стороны, предметом защиты, а с другой – предметом критики. Было просто необходимостью развития появление стремления избежать «какого бы то ни было философствования в психо­логии», а понятие «душа» просто обойти, не обращая на него внимания с тем, что психология будет заниматься только психическими проявле­ниями.

Типичным направлением стал именно психофизический парал­лелизм, который в своей наиболее чистой позитивистической форме (у нас представляемый Фр. Крейчи) отрицал философствование и опирался отчасти на психофизику, отчасти на ассоционистов.

Он хотел стать «психологией без души» (упрек Бабака нашему Крейчи) совершенно целеустремленно и сознательно.

Аналогичное стремление стать психологией без души имел и аме­риканский бихевиоризм (психология поведения), представителями которого являются Уотсон и Торндайнк, а ранее – Дьюи. Он хотел ограничиться лишь взаимоотношением S-R / stimulus-response, стимул – ре­акция) и отрицал необходимость заниматься промежуточным звеном S- R, т. е. психическими процессами, объясняя это тем, что данные процес­сы недоступны объективному изучению, а только субъективному пере­живанию. Из психологии поведения вышли и некоторые современные теории обучения.

Но постепенно против естественнонаучной психологии и против «психологии без души», имевшей форму или параллелизма, или бихе­виоризма, возникало постоянно растущее сопротивление. Оно шло со стороны медицинской психологии, биологически и «глубинно» ориенти­рованной, а также со стороны «духовно-научно» ориентированных пси­хологов (феноменология Гуссерля, персоналистика Штерна и особенно духовно-научная психология Дилтея, а также представители гештальт- психологии).

В этой реакции на естественнонаучную психологию можно видеть дальнейшую историческую фазу развития психологии.

Современная фаза развития характеризуется, с одной стороны, зна­чительным вкладом Павлова, а с другой – влиянием современных теорий обучения, теории информации и кибернетики. Не слу­чайно современные теории обучения проявляли интерес к учению Па­влова и кибернетика с самого начала создает модель обучающего мозга.

Что касается влияния психологического учения Павлова о физиоло­гии высшей нервной деятельности, то в начале имелась опасность, что психология будет редуцирована на физиологию и даже ликвидирована как наука слишком радикальными сторонниками учения Павлова, кото­рое, как таковое, не было тождественным психологии. Не было уже и по­тому, что содержание индивидуального и коллективного сознания обу­словливается не физиологическим субстратом, а гораздо более сложной индивидуальной и общественной историей. Следовательно, в историче­ском развитии психологии мы рассмотрели следующие этапы:

I. Психология как часть философской спекуляции.

II. Апликация естественных наук (особенно физики и химии) на пси­хологию: психофизиология и психофизика.

III. Переходные направления, стремящиеся избежать как философс­ких последствий, так и проблем субъективнизма: психофизический па­раллелизм, бихевиоризм.

IV. Реакция на естественнонаучную психологию и психологию «без души»: глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология.

V. Современная психология, определяемая, с одной стороны, физио­логией, с другой – теориями обучения, теориями информации и киберне­тикой.

 

психология – предыдущая | следующая – чешская психология