V. Психическая гигиена (продолжение)

Мы наблюдали подобные реакции у врачей, сдававших аттеста­ционные экзамены, и у студентов-медиков, которые на экзаменах без до­пинга имели хорошие или удовлетворительные оценки, а с допингом с трудом сдавали экзамен или вообще не могли его сдать. Например, студентка медицинского факультета из г. Брно без затруднений принимала таблетки дексфенметразина в период подготовки к экзамену. В день экзамена она приняла препарат в 4 ч утра; через 2 ч после этого она начала наблюдать у себя равнодушие и отсутствие интереса, отсутствие обычного для нее волнения перед экзаменом; в 9 ч она получи­ла экзаменационные вопросы и, несмотря на то, что ответы на них она прилежно готовила, она могла вспомнить минимум из того, что знала, да и этот минимум не старалась рассказать. Она сама отмечала это свое состояние с равнодушным удивлением. Затем она спокойно отказалась сдавать экзамен, хотела «иметь покой». Когда действие препарата про­шло, она вспомнила ответы на экзаменационные вопросы и стала жалеть, что не пыталась сдать экзамен.

Другая студентка с трудом получила удовлетворительную оценку на экзамене по психиатрии, так как вопрос «какие психостимуляционные препараты чаще всего применяются» оказался для нее настолько трудным, что она не могла вспомнить ни одного препарата. После не­сколько минутных размышлений она сказала: «Извините меня, я сейчас не могу ничего вспомнить, я приняла сегодня ночью две таблетки фенметразина».

4. Методы и организация психической гигиены

Осуществление принципов психической гигиены не является делом только психиатров и медицинских работников. На это должно быть на­правлено усилие всего общества, всех его составных частей и организаций, таких, как школы, органы местного управления, суды, органы безопасности и производство.

Можно организовать чтение лекций как для более широкой общест­венности, так и для выбранных групп населения, например, для ответственных работников, юристов, педагогов; использовать печать, радио и телевидение; воздействовать на родителей детей школьного возраста; устраивать беседы с помолвленными и новобрачные; изучать атмосферу в тех местах и на предприятиях, где выявляются очаги психической травматизации; организовать специализированные амбулатории и кон­сультации для решения сексуальных и супружеских проблем и проблем молодежи.

В последние годы в мире и в ЧССР расширилась телефонная психи­атрическая первая помощь «номер доверия» (Прага) или «номер наде­жды» (Брно), по которой анонимно может позвонить человек, находящийся в тяжелой ситуации, в депрессии, беспомощный, желающий поде­литься своими трудностями и получить совет. «Номер надежды» служит в качестве профилактики самоубийств, в качестве средства облегчения от чрезмерного физического напряжения и чувства одиночества, а также в качестве источника информации для тех, кто не знает, куда обратиться со своими проблемами.

 

VI. Психотерапия

1. Сущность психотерапии

Уже стало обычным, что в тот момент, когда какая-нибудь научная дис­циплина в результате бурного развития дойдет до состояния расплывча­той дифференцированности, возникает или необходимость глобального обзора и синтеза или менее симпатичное и ригидное стремление призна­вать только свою собственную концепцию единственной, а с другими не считаться или относиться к ним с пренебрежением.

В этой ситуации в настоящее время находится и психотерапия, точ­нее сказать: в настоящее время существуют многочисленные психотера­певтические школы и направления, которые трудно классифицировать, поскольку они исходят не только из различных философских концепций, а также из самых различных научных гипотез, или подчеркивают какой-нибудь отдельный фактор психотерапевтического процесса, в то время как остальные факторы, имеющие значение в других школах, остаются ими незамеченными. Из других философских концепций исходит биологизирующая психотерапия психоанализа старых времен, из иных – от­меченная Гайдеггером „Daseinsanalyse”, из третьих – религиозных – па­сторальная психотерапия Нидермайера.

И совершенно из другой концепции исходят психотерапевтические материалистические школы, и из других те, которые исходят из исследо­вания адаптационного поведения и учения. На социальные отношения также делают акцент социологизирующие теории Салливена или психо­терапия, исходящая из теории потребностей, как ее сформулировал Маслов. В то время как антропологическая и экзистенциальная психоте­рапия обращают основное внимание на философское объяснение человеческого существования и в его смысле хотят устранить экзистенциаль­ный страх, социологизирующие школы основное внимание обращают не на индивидуальный смысл человеческого существования, а на соци­альную адаптацию человека среди людей, в человеческом коллективе, который удовлетворяет свои потребности в общественном согласии.

Однако различным теориям психотерапии соответствуют и разли­чия в определениях психотерапии. Можно, исходить, например, из эти­мологического объяснения: если под названием фармакотерапия мы по­нимаем лечение лекарствами, под гидротерапией – лечение водой, под пиротерапией – лечение при помощи высокой температуры, то логич­ным было бы под названием психотерапия понимать лечение психическими средствами. Однако целый ряд авторов говорит о лечебном воз­действии психологическими средствами: Пьер Жане понимает под ней «использование психологической науки в целях лечения разных болез­ней»; В. Э. Фишер в книге „The Meaning and Practice of Psychoterapy по­нимает под ней плановую и систематическую апликацию психологиче­ских фактов и теорий в лечебном процессе; а для некоторых наших авто­ров из рядов психологов (Кратохвил, Сиржиштева) она является пред­намеренным упорядочением нарушенной деятельности организма психологическими средствами: словом, мимикой, намеренным использова­нием внешней среды.

юмор – предыдущая | следующая – психические средства