/     /  
Психологические лаборатории

Психологические лаборатории

А. Гартли был предшественником. Но если не принимать во внима­ние волны идеалистической психологии с конца XVIII – начала XIX ве­ка, реализацию естественно-научного понимания можно видеть у Гербарта (1776-1841), оказавшего наибольшее влияние на чешскую психологию, и особенно в спихофизике Вебера и Фехнера.

Гербарт дал стимул для введения материалистических методов измерения психических явлений, а тем самым и стимул для развития экспериментальной психологии. Одновременно он был инициатором большого этапа первых шагов психофизиологии, особенно психофизиологии органов чувств, в развитии которой далее участвовали Гельмгольц, Геринг и особенно – своей психофизикой – уже названные Вебер и Фехнер. Математически сформулированный закон Вебера, а затем и продуманный закон Фехнера о взаимосвязи между интенсивностью восприятия и интенсивностью раздражителя долгое время и по праву считался одним из наиболее крупных и главных открытий психологии, но неправильно его рассматривали как закон, распространяющийся на все психические явления, а не только на область восприятия (см. об этом более подробно в главе о восприятии).

Психофизиология и психофизика дали импульс для создания первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпциге в 1879 году, признанной университетом лишь в 1886 году. Вундт заложил основы систематического экспериментального изу­чения психологии и сравнительной психологии. Во Франции, где психо­логии уделяли внимание в экспериментальном отношении, главным образом, психиатры, выделялись Шарко, Рибо (основавший первую психо­логическую лабораторию в «Коллеж де Франс»), Жане (в больнице Салпетрие) и Дюма (в закрытом институте св. Анны).

Русская психология также имела свою традицию. Ученик Гельмгольца Сеченов стал одним из первых основателей научной психофизио­логии, особенно благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга», оказавшим непосредственное влияние на развитие научных идей И. П. Павлова. Для нас имеет большое значение тот факт, что наш соотечест­венник Иржи Прохазка своей книгой “De functionibus systematis nervosi” (1784, в 1957 г. вышла на русском языке под названием «Трактат о функ­циях нервной системы») по всей вероятности, оказал посредством Сече­нова влияние на Павлова, положив основы науки о рефлекторной тео­рии.

В Казанском университете первую русскую психологическую лабо­раторию основал В. М. Бехтерев (1885), известный автор коллективной рефлексологии. Затем быстро друг за другом создавались другие психологические лаборатории, среди которых особое значение имела лабора­тория Челпанова в Москве. Большое значение имели также К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурский.

Фаза психофизики, психофизиологии (в общем естественно-научно ориентированная психология) привела со стороны идеалистических пси­хологов и философов к критике метериалистических последствий. Понятие «душа» стало, с одной стороны, предметом защиты, а с другой – предметом критики. Было просто необходимостью развития появление стремления избежать «какого бы то ни было философствования в психо­логии», а понятие «душа» просто обойти, не обращая на него внимания с тем, что психология будет заниматься только психическими проявле­ниями.

Типичным направлением стал именно психофизический парал­лелизм, который в своей наиболее чистой позитивистической форме (у нас представляемый Фр. Крейчи) отрицал философствование и опирался отчасти на психофизику, отчасти на ассоционистов.

Он хотел стать «психологией без души» (упрек Бабака нашему Крейчи) совершенно целеустремленно и сознательно.

Аналогичное стремление стать психологией без души имел и аме­риканский бихевиоризм (психология поведения), представителями которого являются Уотсон и Торндайнк, а ранее – Дьюи. Он хотел ограничиться лишь взаимоотношением S-R / stimulus-response, стимул – ре­акция) и отрицал необходимость заниматься промежуточным звеном S- R, т. е. психическими процессами, объясняя это тем, что данные процес­сы недоступны объективному изучению, а только субъективному пере­живанию. Из психологии поведения вышли и некоторые современные теории обучения.

Но постепенно против естественнонаучной психологии и против «психологии без души», имевшей форму или параллелизма, или бихе­виоризма, возникало постоянно растущее сопротивление. Оно шло со стороны медицинской психологии, биологически и «глубинно» ориенти­рованной, а также со стороны «духовно-научно» ориентированных пси­хологов (феноменология Гуссерля, персоналистика Штерна и особенно духовно-научная психология Дилтея, а также представители гештальт- психологии).

В этой реакции на естественнонаучную психологию можно видеть дальнейшую историческую фазу развития психологии.

Современная фаза развития характеризуется, с одной стороны, зна­чительным вкладом Павлова, а с другой – влиянием современных теорий обучения, теории информации и кибернетики. Не слу­чайно современные теории обучения проявляли интерес к учению Па­влова и кибернетика с самого начала создает модель обучающего мозга.

Что касается влияния психологического учения Павлова о физиоло­гии высшей нервной деятельности, то в начале имелась опасность, что психология будет редуцирована на физиологию и даже ликвидирована как наука слишком радикальными сторонниками учения Павлова, кото­рое, как таковое, не было тождественным психологии. Не было уже и по­тому, что содержание индивидуального и коллективного сознания обу­словливается не физиологическим субстратом, а гораздо более сложной индивидуальной и общественной историей. Следовательно, в историче­ском развитии психологии мы рассмотрели следующие этапы:

I. Психология как часть философской спекуляции.

II. Апликация естественных наук (особенно физики и химии) на пси­хологию: психофизиология и психофизика.

III. Переходные направления, стремящиеся избежать как философс­ких последствий, так и проблем субъективнизма: психофизический па­раллелизм, бихевиоризм.

IV. Реакция на естественнонаучную психологию и психологию «без души»: глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология.

V. Современная психология, определяемая, с одной стороны, физио­логией, с другой – теориями обучения, теориями информации и киберне­тикой.

Психология – предыдущая | следующая – Чешская психология

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)