Во всех учебниках психологии мы сталкиваемся с одним и тем же затруднением: как объяснить читателям, что психические процессы и состояния и их единство с личностью представляют собой неотделимое и неразрывное целое. То обстоятельство, что мы в учебнике рассматриваем восприятие, память, внимание и т. п. как взаимно не связанные разделенные явления, происходящие в определенном человеческом сознании, являются только методической необходимостью. Поэтому учебники психологии заканчиваются тем, чем они должны были бы начинаться – описанием личности, и начинаются тем, чем они должны были бы заканчиваться – объяснением психических явлений.
Мы будем придерживаться этой традиции только по методическим соображениям, хотя мы были бы очень рады, если бы читатели постоянно помнили о том, что все психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление и т. д.), свойства личности (вспыльчивый тип, упрямый, быстрый, непостоянный) и состояния (ощущение приятного настроения, спокойствия, волнения и т. п.) не являются чем-то самостоятельным и отделенным, изолированным, а все они зависят от личности и происходят в единстве с личностью, являются ее проявлением и выражением.
Это можно видеть и из того, что процессы личности являются управляемыми (если они не протекают несознательно). Между личностью, которая соединяет, интегрирует все психические процессы, свойства и состояния (если речь не идет о патологической личности), и между процессами, свойствами и состояниями, которые, реагируя на внешнюю среду, формируют личность, имеется тесная взаимосвязь.
Если мы говорим о процессах, то имеем в виду те психические процессы, которые представляют наши:
1. познание и оценку действительности (гностические процессы);
2. процессы мотивации (волевые): познание и оценка действительности становится мотивом наших желаний, поступков – наших потребностей. Познание всегда имеет также активный (стимулирующий) характер, оно направлено на удовлетворение потребностей.
И, наконец, мы переживаем свое индивидуальное и субьективное отношение к реальной действительности (внешней и внутренней), отрицаем одни факты, не удовлетворяющие нас, и, наоборот, другие факты принимаем как необходимые нам – речь идет о нашем –
3. эмоциональном отношении к действительности нашей жизненной среды (внешней и внутренней): область эмоций.
Каждое такое разделение сопротивляется живому потоку психической жизни, всегда динамичному и сложному. Это примерно то же самое, как если бы мы через небольшое отверстие наблюдали ограниченный участок текущего потока и думали бы при этом, что видим целый поток (Джеймс).
Следовательно, наблюдая психическую жизнь мы должны постоянно помнить о взаимосвязи и взаимозависимости всех психических явлений. Приведем конкретный пример, демонстрирующий все вышесказанное:
Ребенок по кажущейся непонятной причине боится парикмахера – увидев белый халат, падает в обморок с криком ужаса. Почему ? Потому, что он был травмирован врачом, который перед операцией, почти уже в состоянии наркоза сказал ему, что «отрежет ему вот этим ножом голову, если он будет плакать.» Белый халат является представительным символом всей ситуации ужаса, пережитого ребенком, который видел над собой хирурга, с ножом и в маске, причем сам он находился в то время в беспомощном состоянии, будучи привязанным к операционному столу: восприятие белого халата вызвало сильную неприятную эмоциональную реакцию (воспоминание с неприятной эмоциональной окраской); она вызвала механизм страха – после этого ребенок от страха теряет сознание и у парикмахера. Возникающее обморочное состояние имеет одну единственную защитную функцию – защитить головной мозг от слишком сильного, чрезмерного раздражения, от невыносимого напряжения и ужаса.