canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психодиагностические методы. Обзор психодиагностических методов.

VI. Обзор психодиагностических методов

О некоторых основных методах психологии мы в общем уже упоминали на предыдущих страницах. Однако психологическая диагностика раз­рослась настолько, что в настоящее время ею не может овладеть один специалист. Существуют сотни и даже тысячи исследований, с помощью которых можно определить, например, степень моторного развития, ди­дактический уровень, степень социальной зрелости, степень развития ре­чи (и ее адекватность возрасту), общественную приспособляемость, спо­собность моральной оценки, тип личности, меру латентной депрессии, невротизм, кривую трудоспособности, латеральность, тип внимания и т. д. и т. д.

Психологи, таким образом, становятся незаменимыми помощника­ми в диагностике, а также и в дифференциальной диагностике (вероят­ность эндогенной или психогенной депрессии, вероятность органическо­го или психического заболевания) и в научных исследованиях (напри­мер, исследование и проверка эффективности новых лекарственных средств).

Чтобы избежать необходимости простого перечисления всех типов исследований, что является предметом специального изучения – мы сошлемся в этом отношении на книгу И. Шванцары и сотр. «Психодиаг­ностика психического развития» (изд. Авиценум, Прага, 1971), а здесь приведем только ориентировочный обзор:

Речь идет о следующих методах:

1. Методы наблюдения и шкалы оценки поведения (rating scale); из наиболее известных следует упомянуть шкалу Маламуд-Сандса или шкалу Виттенборна.

2. Эксплорация, управляемый разговор для собирания анамнеза (см. выше).

3. Анкетные методы (индивидуальные, специальные в соответствии с интересами, дифференциально-диагностические и т. д.). Примеры: ин­дивидуальная анкета Айзенка (EPI); анкета невротизма Кноблоха (5); профиль личности (MMPI); каталоговые анкеты по изучению интересов (Трамер-Баумгартен) и т. д.

4. Проекционные методы (см. выше), стремящиеся как правило, охватить личность как целое. Примеры проекционных методов: рисунок человеческой фигуры по Маховеру, тест Вартегга, тест Popuiaxa, ТАТ (тематическо-аперцепционный тест); тест фрустрационной толерантно­сти Розенцвейга и т. д.

5. Методы определения способностей. Исследование умственного уровня (интеллект – см. в соответствующей главе более подробное объ­яснение), памяти (Векслер, Эббингхаус) и т. д. Исследование моторики, внимания и т. д. (шкала двигательного развития Озерецкого, тест Бурдо- на и т. д.).

6. Социометрические методы (социограммы Лира, Морено).

 

Яндекс.Метрика