Яндекс.Метрика

VI. Обзор психодиагностических методов

О некоторых основных методах психологии мы в общем уже упоминали на предыдущих страницах. Однако психологическая диагностика раз­рослась настолько, что в настоящее время ею не может овладеть один специалист. Существуют сотни и даже тысячи исследований, с помощью которых можно определить, например, степень моторного развития, ди­дактический уровень, степень социальной зрелости, степень развития ре­чи (и ее адекватность возрасту), общественную приспособляемость, спо­собность моральной оценки, тип личности, меру латентной депрессии, невротизм, кривую трудоспособности, латеральность, тип внимания и т. д. и т. д.

Психологи, таким образом, становятся незаменимыми помощника­ми в диагностике, а также и в дифференциальной диагностике (вероят­ность эндогенной или психогенной депрессии, вероятность органическо­го или психического заболевания) и в научных исследованиях (напри­мер, исследование и проверка эффективности новых лекарственных средств).

Чтобы избежать необходимости простого перечисления всех типов исследований, что является предметом специального изучения – мы сошлемся в этом отношении на книгу И. Шванцары и сотр. «Психодиаг­ностика психического развития» (изд. Авиценум, Прага, 1971), а здесь приведем только ориентировочный обзор:

Речь идет о следующих методах:

1. Методы наблюдения и шкалы оценки поведения (rating scale); из наиболее известных следует упомянуть шкалу Маламуд-Сандса или шкалу Виттенборна.

2. Эксплорация, управляемый разговор для собирания анамнеза (см. выше).

3. Анкетные методы (индивидуальные, специальные в соответствии с интересами, дифференциально-диагностические и т. д.). Примеры: ин­дивидуальная анкета Айзенка (EPI); анкета невротизма Кноблоха (5); профиль личности (MMPI); каталоговые анкеты по изучению интересов (Трамер-Баумгартен) и т. д.

4. Проекционные методы (см. выше), стремящиеся как правило, охватить личность как целое. Примеры проекционных методов: рисунок человеческой фигуры по Маховеру, тест Вартегга, тест Popuiaxa, ТАТ (тематическо-аперцепционный тест); тест фрустрационной толерантно­сти Розенцвейга и т. д.

5. Методы определения способностей. Исследование умственного уровня (интеллект – см. в соответствующей главе более подробное объ­яснение), памяти (Векслер, Эббингхаус) и т. д. Исследование моторики, внимания и т. д. (шкала двигательного развития Озерецкого, тест Бурдо- на и т. д.).

6. Социометрические методы (социограммы Лира, Морено).