Следует упомянуть также о возможности действия «переноса эстетического стереотипа». Красивые люди скорее вызывают симпатию и доверие, некрасивые – скорее антипатию и неуверенность. Этот элемент традиционно появляется уже в сказках в фигурах безобразной колдуньи и прекрасного принца. Представление о красоте связывается с хорошими качествами, безобразие – со злом. Несмотря на то, что это предположение необосновано, оно подсознательно оказывает довольно сильное действие: внешне симпатичный больной вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем больной, возбуждающий своим внешним видом антипатию. И наоборот, врач, действующий эстетически положительно, вызывает больше доверия.
При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников: швейцара, вспомогательного персонала, административных работников, сестры при приеме и при записи больного. При первом контакте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан, несмотря на то, что он торопится и занят существенной стороной своей работы, владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Это значит что он должен лично представиться больному, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, дает ему ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства. Значение первого впечатления в развитии отношении между врачом и больным подчеркивает ряд авторов.
Эмпатия – это свойство, имеющее значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения. Это способность к совпадению с больным, проникновению через его поверхностные проявления, передачи его чувств, потребностей и интересов. («Я знаю, как ты себя чувствуешь».) Эмпатию следует отличать от симпатии, т. е. положительного эмоционального отношения. Эмпатия в сущности процесс эмоционально нейтральный, ее можно применять с социальной пользой (помочь больному), но и вредно, как свидетельствуют манипуляции безответственных рекламы и пропаганды, махинации брачных аферистов и прочих мошенников и т. п.
Эмпатию комплексно разработал Янотка (1974).
Одной из предпосылок для развития положительного отношения является предоставление больному «психической вентиляции», т. е. возможности свободного, не прерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. И даже если врач имеет ограниченное время для этого, он не должен показать, что очень занят. Врач должен своей личностью «резонировать на высказывания больного». Если больному не будет в необходимой мере предоставлена возможность психической вентиляции, больной часто жалуется, что врач его «вообще не выслушал», а иногда уходит от него с ощущением, что не был обследован по всем правилам, хотя в действительности с соматической стороны им было сделано все необходимое. Со стороны больного при этом проявляется недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. Говорливый больной (по терминологии Юнга, экстравертныи тип) легче добивается психической вентиляции; более того, он может заинтересовать врача своим занимательным рассказом. Но фактически большую необходимость в психической вентиляции испытывает скрытный, интровертный тип, который в результате несмелости, стыда или преувеличенной скромности скрывает свои проблемы, жалобы, а иногда и симптомы заболевания. В результате этого может случиться так, что врач обследует и лечит на основе поверхностных информации. В практике, однако, весьма нелегко согласовать требование минимальной психической вентиляции больного с временем врача.
Основным компонентом отношения больного к врачу является доверие. Но приобретение доверия не вытекает только из психологической стороны отношений врача и больного, а имеет также и более широкую, общественную сторону. Врач может приобрести доверие больного и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетворит его необоснованое требование об установлении или рекомендации нетрудоспособности. Он может этим способствовать тому, что больные такого типа будут обращаться именно к нему и «доверие» к нему возрастет. Развитие таких отношений обычно вытекает из взаимного удовлетворения интересов с одной стороны врача, с другой стороны – больных, которые могут оказать врачу какую-нибудь услугу, например, использовать свою профессию (ремонтные рабочие, ремесленники, работники торговой сети и т. п.). Если подобных случаев становится слишком много, то от этого страдает действенное и фактически необходимое обследование и лечение всех больных, которое должно проводиться в зависимости от их заболевания, а не общественного положения или возможностей.
Иное положение наблюдается в странах, где взаимоотношения врача и больного имеют открытый характер купли – продажи (market transaction). Правила таких взаимоотношений заранее известны, они публикованы в прейскурантах медицинских манипуляций и закреплены в письменном или устном контракте, которые заключают врач и больной на время предоставления лечебной помощи. Психотерапевты в этих условиях открыто говорят о значении больших и регулярно выплачиваемых гонораров для успешного лечения неврозов.