1. Об истории психической гигиены
Психическая гигиена содержит принципы и сведения, применение которых помогает удерживать и укреплять психическое здоровье общества и отдельных лиц. Элементы психической гигиены появились в жизненной философии человека уже задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены и развитие умственно-гигиенической деятельности.
В античной философии мы часто встречаемся с понятием меры, психической гармонии, жизненной мудрости. Демокрит говорил об эвтимии, т. е. о хорошей уравновешенной жизни; Эпикур – об атараксии, спокойствии мудрого человека, который познал законы природы и избавился от страха перед смертью. Другой, менее положительный способ психического равновесия человека с миром и с жизнью провозглашает Эпиктет. Его апатия и аскетизм означают пассивное смирение раба с тяжелыми и унизительными жизненными ситуациями. Но в общем античная философия и искусство провозглашали реальное, эмоционально полное отношение человека к жизни. В отличие от этого средневековая церковная идеология со своим дуализмом души и тела опиралась в первую очередь на религиозные и моральные категории, рассматривая психические явления с точки зрения греха, вины, самоотверженной любви, отношения к сверхъестественным силам и подготовки к загробной жизни. Религиозное мировоззрение того времени позволяло людям скорее пассивно приспосабливаться к относительно не изменяющимся жизненным условиям и к непреодолимым общественным и природным катастрофам и вело к психическому отождествлению человека с реальностью. Объективно тяжелый и даже мучительный способ жизни большого количества людей не вел поэтому в период стабилизированного феодализма к соответствующей степени субъективного недовольства, по крайней мере не к такому недовольству, которое бы принуждало к частым восстаниям. Из этого можно предположить, что религия исполняла определенную умственно-гигиеническую, «атарактическую» функцию. Она притупляла коллективное и индивидуальное стремление к улучшению условий жизни и служила классовым интересам эксплуататоров. По нашему мнению, именно в этом смысле следует понимать выражение К. Маркса о религии как об «опиуме для народа».
Возвращением к полноте жизни стал ренессанс, опирающийся на развитие новых общественных сил, на нарождающуюся среди приходящего в упадок феодального общества буржуазию. Но общественное движение и беспокойство принесли в жизнь и значительную неуравновешенность. Она была связана не только с размахом, энтузиазмом, открытиями и прогрессом, а также и с несправедливостью, жестокостью и страданиями, как об этом наиболее красноречиво свидетельствует история открытия и колонизации заморских областей, история бурного развития промышленности, в первую очередь в Западной Европе и в Соединенных Штатах Америки.
Рис. 37 Перенаселенный Каир.
Всесторонний мыслитель и педагог Ян Амос Коменский коснулся области, тесно связанной с психической гигиеной. В своих «Правилах жизни» он пишет: «Если что-нибудь нарушает мысль или совесть, то этому необходимо воспрепятствовать заранее, чтобы с этими вещами не иметь ничего общего. Нашу мысль может нарушить чрезмерное количево и несоразмерность paботы. Кто углубится в нее – обязательно найдет и тернии, которые иногда выглядят, как розы. Следовательно, если хочешь иметь покой – избегай разбросанности и опрометчивости. Что приходится на твою долю – делай молча, что приходится на долю других – это оставь. И в своих собственных делах не будь чрезмерно заботливым, педантичным по отношению к любой мелочи. Чтобы быть более работоспособным – дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом там нет выносливости. Натянутый лук лопнет».
стоматолог – предыдущая | следующая – психическое здоровье