V. Психическая гигиена

1. Об истории психической гигиены

Психическая гигиена содержит принципы и сведения, применение которых помогает удерживать и укреплять психическое здоровье общества и отдельных лиц. Элементы психической гигиены появились в жизненной философии человека уже задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены и развитие умственно-гигиенической деятельности.

В античной философии мы часто встречаемся с понятием меры, пси­хической гармонии, жизненной мудрости. Демокрит говорил об эвтимии, т. е. о хорошей уравновешенной жизни; Эпикур – об атараксии, спокойствии мудрого человека, который познал законы природы и изба­вился от страха перед смертью. Другой, менее положительный способ психического равновесия человека с миром и с жизнью провозглашает Эпиктет. Его апатия и аскетизм означают пассивное смирение раба с тя­желыми и унизительными жизненными ситуациями. Но в общем антич­ная философия и искусство провозглашали реальное, эмоционально полное отношение человека к жизни. В отличие от этого средневековая церковная идеология со своим дуализмом души и тела опиралась в первую очередь на религиозные и моральные категории, рассматривая пси­хические явления с точки зрения греха, вины, самоотверженной любви, отношения к сверхъестественным силам и подготовки к загробной жизни. Религиозное мировоззрение того времени позволяло людям скорее пассивно приспосабливаться к относительно не изменяющимся жизненным условиям и к непреодолимым общественным и природным катастрофам и вело к психическому отождествлению человека с реальностью. Объек­тивно тяжелый и даже мучительный способ жизни большого количества людей не вел поэтому в период стабилизированного феодализма к соот­ветствующей степени субъективного недовольства, по крайней мере не к такому недовольству, которое бы принуждало к частым восстаниям. Из этого можно предположить, что религия исполняла определенную умственно-гигиеническую, «атарактическую» функцию. Она притупляла коллективное и индивидуальное стремление к улучшению условий жиз­ни и служила классовым интересам эксплуататоров. По нашему мне­нию, именно в этом смысле следует понимать выражение К. Маркса о религии как об «опиуме для народа».

Возвращением к полноте жизни стал ренессанс, опирающийся на развитие новых общественных сил, на нарождающуюся среди приходящего в упадок феодального общества буржуазию. Но общественное движение и беспокойство принесли в жизнь и значительную неуравновешенность. Она была связана не только с размахом, энтузиазмом, открыти­ями и прогрессом, а также и с несправедливостью, жестокостью и стра­даниями, как об этом наиболее красноречиво свидетельствует история открытия и колонизации заморских областей, история бурного развития промышленности, в первую очередь в Западной Европе и в Соединен­ных Штатах Америки.

Рис. 37 Перенаселенный Каир.

Всесторонний мыслитель и педагог Ян Амос Коменский коснулся области, тесно связанной с психической гигиеной. В своих «Правилах жизни» он пишет: «Если что-нибудь нарушает мысль или совесть, то этому необходимо воспрепятствовать заранее, чтобы с этими вещами не иметь ничего общего. Нашу мысль может нарушить чрезмерное количево и несоразмерность paботы. Кто углубится в нее – обязательно най­дет и тернии, которые иногда выглядят, как розы. Следовательно, если хочешь иметь покой – избегай разбросанности и опрометчивости. Что приходится на твою долю – делай молча, что приходится на долю дру­гих – это оставь. И в своих собственных делах не будь чрезмерно забот­ливым, педантичным по отношению к любой мелочи. Чтобы быть более работоспособным – дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом там нет выносливости. Натяну­тый лук лопнет».

стоматолог – предыдущая | следующая – психическое здоровье