10. Переживание болезни во времени
Врач никогда не имеет перед собой абстрактную болезнь, или даже диагноз, а всегда больного человека (“Homo patiens” Франка). Это выраженно проявляется и в том, как больной переживает свою болезнь на различных этапах ее течения. Различия в этом переживании у одного больного иногда бывают настолько значительны, что у врача и медицинской сестры создается впечатление, что будто бы перед ними в течение определенного времени был совершенно другой человек, причем это касается не только его темперамента, но также и проявлений его характера. В переживании больным своей болезни во времени можно наблюдать следующие этапы:
1. Премедицинская фаза. Появляются первые, часто только едва заметные жалобы и признаки. Возникают вопросы: «Что делать?» «Чего мне нехватает?», «Я болен?», «Должен ли я пойти к врачу?». С этими вопросами связываются различные неопределенные, хаотические воспоминания, переживания и фантазии. Если больной поделится с кем-нибудь своими опасениями, то часто он получит противоположные советы от родственников, соседей и сотрудников. Иногда у больных отмечается кажущаяся беззаботность (репудиация). Об этой фазе в своей работе сообщает Гарди.
2. Резкая перемена жизненного стиля, как правило, наступает при установлении нетрудоспособности или при госпитализации. Иногда речь идет о внезапном переходе от здоровья к болезни, в других случаях – переходе в такую стадию болезни, когда больной бывает изолирован от работы, от семьи, не имеет уверенности в прогнозе и характере своего заболевания и его последствий для дальнейшей жизни, независимо от того, касается ли это трудоустройства или ситуации в супружеской жизни и в семье. Часто больной пытается приобрести расположение врача и медицинского персонала тем, что проявляет к ним симпатию и завязывает с ними контакт. Медицинские работники часто такое поведение больного расценивают как назойливость и продуманную навязчивость, хотя в действительности речь идет о проявлении потребности найти уверенность и чувство безопасности и обеспечивать себе опору в тех людях, от которых зависит здоровье и даже жизнь больного. Особенно у людей бывших до этого времени вполне здоровыми, встречаемся с повышенной неуверенностью, опасениями, страхом и тревогой, так как болезнь для них явилась неожиданным психическим потрясением. На поведение врача по отношению к больному здесь распространяется то, что в других главах было сказано о значении объяснения сущности болезни, установлении терапевтических отношений, о психике больного и о симптоматической терапии. Все это поможет больному справиться с этим периодом заболевания.
3. Активная адаптация. Острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются, а если они с начала заболевания имели более умеренный характер, то уже не беспокоят больного в такой степени. Он привык к ним, потому что приспособился к факту болезни. Он адаптировался также к больничной среде. Он поддерживает в себе надежду на выздоровление и создает при благоприятных условиях положительное отношение к медицинскому персоналу. По данным Стрнада и сотр., изучивших 276 больных, примерно 75 % госпитализированных адаптируется до 5 дней. Быстрее всего адаптируются рабочие, а затем больные, госпитализируемые повторно. Из последних большинство привыкало к больничной среде уже в течение первого дня госпитализации. 75 % больных рабочих сообщили, что им не мешает размещение в многоместной палате, то же самое отметили и 54 % больных, занимающихся умственным трудом.
С психологической точки зрения адаптировавшийся больной является для медицинских работников дальнейшей проблемой, если его заболевание улучшается соответственно ожиданиям больного. Но если состояние его не улучшается и даже наступает ухудшение, то больной может переживать психическую декомпенсацию.
4. Психическая декомпенсация. У больного возникает чувство обманутых надежд, в нем усиливаются отрицательные ощущения, которые он испытывал в начале болезни, также, как неуверенность и страх, он утрачивает веру в лечение, во врача и в медицинской персонал, становится импульсивным, нетерпеливым и несправедливым, приобретает склонность провоцировать медицинский персонал, повторно обращается к нему по ничтожным поводам, подгоняет родственников и знакомых, чтобы они «налегали» на медицинский персонал, требует перемены врача, лечения или больницы, сам углубляется в изучение своей болезни и пытается поучать врача. Главная опасность этой фазы заключается в конфликте между медицинским работником и больным. Конфликт развивается, как правило, с таким врачом или медицинской сестрой, которые кажутся больному невнимательными, ироничными, не щадящими или не слишком квалифицированными. Об этих качествах больной судит иногда несоответственно на основании некоторых незначительных или случайных внешних проявлений. В таком случае бывает хорошо, если персонал оказывается способным понимать, предвидеть и овладеть позицией больного и не дает ему излишних поводов для усиливания его реактивности, что не всегда бывает легко сделать и требует психологических знаний, опыта и большой наблюдательности.