тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 7. Исследования интеллекта (продолжение)

У нас в стране методика WAIS (адаптированная в Институте им. В. М. Бехтерева) успешно использовалась при решении задач комплексного изучения развития интеллекта и личности [Ананьев Б. Г., 1969, 1973; Дворяшина М. Д., Пехлец-кий И. Д., 1969; Степанова Е. И. с соавт., 1971], а также в клинико-психологических исследованиях. Детский вариант, адаптированный А. Ю. Папасюком (1973), применялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психического развития детей [Панасюк А. Ю., 1976; Шаумаров Г. Б., 1980] и в судебно-психологической экспертизе подростков [Калинина Л. А., 1980]. Опыт применения WAIS в Инсти¬туте им. В. М. Бехтерева в целях дифференциальной диагно¬стики различных клинических форм свидетельствует о том, что с его помощью могут быть получены ценные данные, имеющие как практическое значение, так и представляющие интерес для углубления наших знаний в области клинической психологии, а также психологии личности [Бурмашова С. В. и др., 1969; Гильяшева И. Н., 1969, 1981; Серебрякова Р. О., 1972, 1974; Гильяшева И. Н., Иовлев Б. В., 1975, и др.].

Известно противопоставление больных истерией и психастенией   как полярных типов личности, неврастения же в соответствии с этим представлением занимает, по И. П. Павлову, место, промежуточное между ними. Результаты исследования : данных форм неврозов с помощью WAIS [Гильяшева И. Н., 1969] подтвердили это в отношении выполнения вербальных заданий, большинство которых требует высокого уровня абстрактно-логического мышления, свойственного психастеникам. Однако полярными по успешности выполнения невербальных заданий, требующих образно-действенного мышления, оказыва-ются больные не психастенией и истерией, а неврастенией,  с одной стороны, и психастенией и истерией — с другой. У больных истерией не наблюдается такого резкого различия между успешностью абстрактно-логического и образного мышления в пользу последнего, как у больных психастенией в пользу первого, хотя конкретно-образный подход к решению заданий им свойствен. Уровень вербальных и невербальных заданий у больных истерией невысок, но если в вербальных заданиях они оказываются худшими, а больные психастенией — лучшими, то в выполнении большинства невербальных заданий больные истерией не отличаются от больных психастенией (кроме результатов задания «Узор из кубиков», которое первые выпол- j няют хуже), но, как и последние, достоверно отличаются от больных неврастенией. Очевидно, при оценке абстрактно-ло- А гического и образно-действенного мышления следует различать ™ тип подхода к решению задач и успешность их выполнения. С этой точки зрения больных психастенией можно характери¬зовать абстрактно-логическим подходом, продуктивным при вы¬полнении многих вербальных заданий и малопродуктивным при выполнении невербальных, особенно конкретных (поэтому они лучше выполняют задание «Узор из кубиков», чем «Складывание фигур»). Больных истерией характеризует конкретно-образное, импульсивное и эгоцентрическое мышление, что сни¬жает их результаты в большинстве и вербальных, и невербальных заданий. Больные неврастенией характеризуются хорошим балансом абстрактно-логического и образно-действенного мыш¬ления, и, хотя они выполняют вербальные задания несколько хуже больных психастенией, это компенсируется хорошим вы¬полнением невербальных, так что общий уровень интеллекта (IQ) по методике Векслера у этих групп больных примерно одинаков. По существу при этом выявляется личностный аспект характеристики особенностей мышления больных психа¬стенией, истерией и неврастенией, определяемый специфическим типом восприятия, переработки информации, способа реагирования и определяющий все проявления личности, в том числе структуру интеллекта, отражающуюся в характерном для каж¬дой формы невроза «профиле» выполнения методики Векслера. Подтверждением этого положения могут служить результаты факторного анализа, примененного к результатам обследования больных неврозами методикой Векслера [Гильяшева И. Н., Ка¬линин О. М., 1971]. Факторный анализ (метод главных ком¬понент) показал, что лишь небольшое количество факторов, нумерованных по степени убывания их вклада в суммарную дисперсию, имеет в ней достаточно высокий процент. Вклад пер¬вого фактора в суммарную дисперсию составил для нашей груп¬пы больных неврозами 47%, вклад второго фактора—18%, третьего фактора — 9 %; процент вклада последующих факторов еще меньше и быстро убывает. Первый фактор положительно коррелировал со всеми субтестами методики WAIS, наиболее высок был коэффициент его корреляции с IQ— Полной оценкой интеллекта (0,98), а также с итоговыми Вербальной и Невер¬бальной оценками, и потому он может быть интерпретирован как фактор общего интеллекта. Из отдельных субтестов самую высокую корреляцию с этим фактором имеют у больных нев¬розами вербальные субтесты «Сходства», «Общая понятли¬вость» и «Словарь», а также невербальный — «Узор из кубиков». Второй фактор биполярен, он имеет отрицательную корреляцию с вербальными субтестами и положительную — с невербальными (то же и с итоговыми Вербальной и Невербальной оценками, поэтому с Полной оценкой интеллекта — IQ — он не коррелирует). Биполярность второго фактора интел¬лекта, несомненно, представляет интерес в связи с существую¬щим противопоставлением различных типов индивидуальностей, таких как «художественный» и «мыслительный», «первосигналь-ный» и «второсигнальный», «практический» и «вербальный» и т. п. Рассмотрим распределение по второму фактору больных неврозами, основные формы которых, особенно истерия и пси¬хастения, представляют собой яркие полярные типы личности, обычно характеризующиеся перечисленными выше определениями. Тенденция этого распределения следующая: высокие показатели по первому фактору объединили больных психастенией и неврастенией, так как у больных истерией они оказались ниже. По второму фактору резко выделилось несколько испытуемых с отрицательным его значением, все они оказались больными психастенией.

коэффициент интеллекта, IQ – предыдущая | следующая – фактор интеллекта

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание