/     /  
Привычка

Привычка

В противоположность этому у невротических типов работоспособ­ность бывает повышена в поздние вечерние часы и самой низкой она бы­вает в ранний дообеденный период. Поэтому целесообразно материал распределить по трудности и в зависимости от индивидуальной кривой работоспособности.

Следовательно, наилучшая методика учения будет следующая: вна­чале изучать с усилием и с максимальной сосредоточенностью матери­ал, который стараются понять как можно лучше (ищут основную мысль, классифицируют по важности значения, на полях сокращенно отмечают одним термином сущность абзаца, подчеркивают важные вещи и т. п.). Затем повторяют, контролируют и сравнивают, правильно ли была по­нята сущность материала, и расширяют усваиваемый материал присо­единением деталей. Наконец, с интервалами повторяют и углубляют.

Очень полезно бывает всегда хотя бы перелистывать уже прорабо­танный материал, без прямого повторения его.

Знания и умения

При помощи учения мы приобретаем не только знания, но и умения. Ре­шающую роль для умения играет упражнение. Знания, естественно, по­могают при выработке умений. Чтобы научиться кататься на лыжах, не­обходимо прежде всего знать как при этом поступать. Упражнениями устраняется первоначальное неумение, пока не будет достигнуто совер­шенное и четкое овладение весьма необходимыми движениями.

Между знаниями и умениями существуют такие же взаимоотноше­ния, как между теорией и практикой. Упражнение устраняет нецелесобразность, неэкономность. По существу речь идет об образовании динамических стереотипов.

С помощью упражнений создаются автоматизмы, автоматизиро­ванные, механизированные действия – привычки, но могут вырабаты­ваться также и вредные привычки. Ряд тиков, например, начинается с то­го, что ребенок отбрасывает длинные волосы, закрывающие его глаза или подергивает плечами, чтобы надеть падающее с плеч слишком сво­бодное пальтишко. Аналогично тому и истинные вредные привычки (на­пример, ковыряние в носу, почесывание головы или за ушами и т. п.) возникают как динамические стереотипы при помощи упражнений, вследствие которых они постоянно укрепляются.

Некоторые современные авторы рассматривают даже неврозы как нежелательные наученные реакции, выработанные при помощи внеш­них раздражителей, прежде всего социального характера.

Положительное влияние одного вида умения на другой вид называ­ется переносом, трансфером (нечто другое представляет собой трансфер в психотерапевтическом смысле – см. соответствующую главу).

Так, например, привыкнув изучать один иностранный язык, человек становится более способным изучать еще и другой иностранный язык, учение этим облегчается. И, наоборот, усвоенное ранее умение мешает приобретению нового умения. В таком случае говорят об интерферен­ции (от вредных привычек трудно избавиться!).

Некоторые особенности процессов запоминания

Очень сильные аффективные переживания (если они не обладают супра- максимальной силой, как мы видели на вышеприведенном примере) способствуют усилению памяти, вызывают гипермнезию (очень долго помним о нанесенной обиде, о грубом, враждебном поведении по отно­шению к нам). В других случаях, наоборот, встречается гипомнезия (ослабление памяти) особенно у пожилых лиц, или парамнезия, т. е. ис­кажение содержания памяти, хотя и не всегда речь идет о так называ­емой конфабуляции (измышлении, или фантастической псевдологии). Если эти изменения памяти приобретают слишком массивный характер или встречаются у психически больного человека, то они, естественно, представляют собой уже патологические состояния (см. учебник психи­атрии, где имеется глава о потере памяти, вызванной, например, трав­мой, об амнезии).

Запоминание – предыдущая | следующая – Фазы мышления

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Психолог
Малкина Кристина Игоревна
Психодиагност
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Психолог
Канушкина Алиса Романовна
Детский нейропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология

Контакты

м. Баррикадная
м. Смоленская
Адрес: Москва, Новинский б-р, дом 18с1
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)
м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)