canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Фазы мышления. Какие бывают фазы мышления?

II. Гностические процессы (продолжение)

6. Мышление и речь

Мышление представляет собой процесс отражения общих свойств пред­метов и явлений и поиска и создания (понимания) взаимосвязей и вза­имоотношений между ними. Мышление – это обобщенное познание объективной действительности. Характерно, что мышление начинается с задержки движения, хотя само оно является движением (теоретик про­тив практика). Это обусловлено проблемной ситуацией, задачей, кото­рую необходимо решить. Методы экспериментов и ошибок, когда мы эмпирически пробуем различные комбинации, еще не являются мышле­нием, хотя некоторые авторы и утверждают это. (Сравни, например, весьма наглядные опыты Келера с шимпанзе или опыты Ладыгиной- Котс, чтобы было ясно, что речь идет о какой-то предстадии мышления, именно о «постановке проблемы». Но мышление после постановки про­блемы идет иным путем, а не методом опытов и ошибок!)

Фазы мышления следующие:

1. Проблемная ситуация (как правило, сопровождаемая удивлением, которое уже Платон рассматривал как начало познания. Ориентировоч­ный рефлекс на уровне животных хорошо иллюстрирует, о чем идет речь: животное замирает, полное напряженного внимания, стоя перед решением ситуации и ориентируясь в ней).

Проблема (вопрос) поставлена, «если деятельность имеет цель, но не имеет ясной или хорошо знакомой дороги и цели. Исследуемый дол­жен найти и испытать дорогу к цели. Если он найдет дорогу, то найдет и решение, хотя и не всегда наилучшее… О мышлении мы говорим в том случае, если попытки исследуемого выходят за рамки непосредст­венно предложенной ситуации и если при этом он использует память и понятия, приобретенные раннее» (Вудворст).

Когда мы утром умываемся, одеваемся, то это еще не проблемная ситуация, но если например, утром после вставания с постели мы пора­ним руку так, что не сможем ею вообще владеть, то умывание и одева­ние станут для нас проблемой, ранение поставит нас перед проблемной ситуацией, хотя и довольно простой. Следовательно, решающим знаком проблемной ситуации является тот факт, что мы осознаем ее как про­блемную ситуацию.

Поэтому можно говорить о верхнем и нижнем пороге в зависимости от того, что некоторые ситуации мы осознаем уже как проблемные в от­личие от всех других ситуаций, не являющихся для нас проблемными;

под верхним порогом мы понимаем ситуации, которые для нас являют­ся неразрешимыми, от решения которых мы просто заранее отказыва­емся.

Проблемная ситуация нас ведет к:

2. Определению цели. Цель становится определяющей, детермини­рующей тенденцией процесса мышления, организует и направляет нашу деятельность до тех пор, пока мы не найдем решения.

3. Решению. Мышление не должно быть всегда логическим, однако логическое мышление является гарантией правильного мышления. В связи с тем, что современная логика видит в связях первичный логиче­ский материал, а мышление является постижением связей, необходимо ознакомиться с теми основными операциями логики, которые по тради­ции рассматривают как методы, ведущие к образованию логически пра­вильных связей.

Анализ и синтез

Путем разбора сложной действительности, путем разложения на про­стые и уже известные факты (анализ) мы стараемся понять неизвестное и сложное. Следовательно, анализ предполагает сравнение и различение (компарацию и дискриминацию). Например, мы внимательно изучаем симптомы заболевания, некоторые из них являются такими же, как при определенном заболевании, но два из них, весьма существенных симпто­ма, отличаются от них. Мы сравниваем и анализируем.

Следовательно, анализ проводится от целого к элементам, в то вре­мя как синтез проводится от знакомых явлений к неизвестным компле­ксам. И в нашем случае анализ и синтез дополняют и проверяют друг друга. Синтез, обычно, приводит данный материал к гипотетическим предположениям, которые действительность проверит или не проверит в качестве правильных.

Абстракция и детерминация (конкретизация)

Абстракция заключается в упрощении действительности путем отвлече­ния от деталей и в символизации данной действительности. От анализа она отличается тем, что в ней уже нет сознания связаности с конкретной целой величиной.

Результатом абстракции являются схематические абстракты (абстрактные схемы) как проявление целостного характера человеческо­го мышления: «животное», «что-то», «нечто» являются плодом абстракции так же, как понятие бесконечности, идентичности и т. п.

Абстракция совершенно необходима. Единая конкретная действи­тельность сама по себе была бы для нас непроходимыми и непроница­емыми джунглями. Абстракция – это упрощение, схематизирующая кар­та действительности, первое обобщение нашего опыта.

Конкретизация, детерминация – это процесс, совершенно противо­положный абстракции. Мы исходим от абстрактов и принимаем забытие абстракции: возвращаемся к конкретным явлениям. Мы поступаем гак, например, когда общие сведения (о какой-нибудь нозологической едини­це) переносим на случай конкретного заболевания у конкретного боль­ного.

привычка – предыдущая | следующая – индукция и дедукция
Яндекс.Метрика