С организационной стороны прием больного в стационар должен проводиться так, чтобы как можно меньше нарушать покой и сон других больных. Необходимо назначить лечение, хотя бы симптоматическое. Если нет необходимости назначать лечение или по каким-либо соображениям необходимо выждать, то следует объяснить это больному, чтобы он не думал, что об этом забыли.
Административная сторона приема больного должна быть поставлена так, чтобы как можно меньше напоминала обстановку допроса или казенного акта. Необходимо отличать гражданина, подающего просьбу в исполком, оформляющего заказ в ремонтной мастерской или человека, допрашиваемого соответствующими органами, от больного. Больной в первую очередь занят своей болезнью, он неуверен, несосредоточен, наверняка забыл взять с собой что-либо, что ему будет нужно при поступлении в больницу. Необходимо относится к нему доброжелательно. Поучать больного, чтобы он носил с собой те или иные документы и анализы, можно и нужно в другое время а не при поступлении в больницу, например, при врачебном обследовании перед направлением в больницу. По правилам общественного этикета врач должен представиться вновь поступившему в отделение больному, приветствовать его и пожелать ему, чтобы он чувствовал себя в больнице хорошо и быстрее поправился. В таком духе следует воспитывать и остальных медицинских работников.
При поступлении в больницу наиболее уместно сообщить больному, что в больнице определенный режим дня и, если это позволяет состояние больного, дать ему возможность ознакомиться с ним.
Уже при поступлении в стационар бывает очевидно, что некоторые больные не смогут приспособиться к новым условиям. В качестве примера неприспособленности (маладаптации) можно привести следующее:
а) больной сам страдает от перемены обстановки, но не проявляет этого слишком открыто. Врач или медицинская сестра должны установить, что ему мешает, и попытаться устранить это, если возможно. Этот тип больных не создает особых затруднений для остальных больных;
б) больной страдает от перемены обстановки и открыто заявляет об этом; например, выражает недовольство, страх или опасения. Такому больному необходимо объяснить, что его неприспособленность может стать источником страданий для остальных больных. В психиатрических отделениях такие проявления разбираются с терапевтической целью в коллективе больных, что оказывает благоприятное влияние на тех, к кому это непосредственно относится, и профилактическое влияние на всех остальных больных;
в) больной в общем не страдает от перемены, но не желает приспособиться к ней, не считается с остальными больными, которые в результате такого поведения страдают. Например, он не соблюдает послеобеденный и вечерний покой, приглашает к себе посетителей в неположенное время, курит в отделении. В таком случае необходимо вежливо, но энергично в интересах больных и нормальной работы отделения принять соответствующие меры. В проблематичных случаях, если имеются сомнения в нормальном психическом состоянии такого больного, следует обеспечить психиатрическое исследованание или пригласить психолога.
Уже при поступлении в больницу важно создать в основном одинаковые условия для всех больных в соответствии с правилами внутреннего распорядка больницы, не разрешать, чтобы больные оставляли у себя много лишних предметов, еды, одежды и т. д. Если эти требования не соблюдаются, то у больных появляется недовольство, возникают споры, жалобы врачу, и то, что было упущено при поступлении, возвращается, но в более широком объеме и с осложнениями.
Обследование и манипуляция в станционарном отделении. Обследование в данном случае отличается от амбулаторного в нескольких направлениях: оно более длительное, более сложное, требует большего количества вспомогательнх исследований, сопровождается большим количеством неприятных и болезненных манипуляций, больные чаще и более подробно, хотя и не всегда точно, информируют друг друга о разных методах исследования (см. взаимоотношения между больными).
Подготовка для манипуляций отчасти разбиралась в главе о боли. Объяснение необходимости вмешательства и его характера должно соответствовать уровню больного. Если больной не понимает объяснения, следует винить не его, а себя, так как мы плохо определили, что больной при его знаниях, опыте и интеллигентности может понять и чего не может. Необходимо учитывать, что около 3 % населения составляют олигофрены, преимущественно дебильные лица, свыше 10 % составляют лица, стоящие в психическом отношении ниже среднего уровня, ряд пожилых лиц страдает дементностью или по крайней мере повышенной психической утомляемостью и пониженной способностью сосредоточиться. Когда больные говорят о том, что они не поняли, что сказал врач, обычно сообщают, что врач «произнес что-то мудреное» и больше не интересовался, понял это больной или нет. Не следует переоценивать при больном значение вспомогательных методов исследования, даже если мы стремимся этим уговорить нерешительного больного подвергнуться такому исследованию. Например, о рентгенологическом исследовании у больных имеется упрощенное представление, что оно позволяет точно объяснить и обнаружить патологический процесс в глубине организма, например, опухоль мозга.
машина скорой помощи – предыдущая | следующая – подписка