Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов (продолжение)

Оценка способа чтения вслух. Способ чтения соответствует ступеням овладения навыком. Следует обратить внимание на тот факт, что, как и любое деление, деление на ступени является весьма условным. Ступень чтения вслух выявляется путем определения пре­обладания одного из способов, которые у одного учащегося могут наблюдаться одновременно. Благодаря повторному анализу чтения с помощью прослушивания аудиозаписи и занесения результатов в протокол (размечается сам текст) обследования способ чтения доста­точно легко устанавливается.

Критерии оценки способа чтения вслух:

15 6 — плавное чтение словосочетаниями и словами;

10 6 — плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния;

5  6 — плавное чтение слогами и слияниями;

0 6  — отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, отказ от чтения текста.

Оценка способа чтения «про себя». Ступень овладения молча­ливым чтением учеником определяется путем визуального наблю­дения за ним логопедом или учителем, который определяет в про­цессе чтения степень участия голосовой и артикуляционной систе­мы. Выявленный способ чтения дополняется сведениями о скорости чтения.

Критерии оценки способа чтения «про себя»:

15 б — автоматизированное чтение;

10 б — молчаливое чтение;

5 б — чтение с беззвучной артикуляцией;

0 б    — тихое шёпотное чтение текста;

0 б — громкое шёпотное (жужжащее) чтение.

Оценка правильности чтения вслух. При оценке правильности чтения вслух используются методы количественного и качественного анализа. Количественный анализ подразумевает подсчет общего чис­ла ошибок, допущенных во время чтения вслух. Критерии оценки правильности чтения вслух: 15 6 — не более 3-х ошибок в тексте с их самостоятельной кор­рекцией;

10б — не более 6 ошибок на уровне слова и слога;

5 б — до 10 ошибок на уровне слова, слога, буквы;

0 б — множественные ошибки на уровне слова, слога, буквы. Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в про­токоле учащегося.

Ошибки чтения:

  • Неправильное прочтение окончания независимого слова.
  • Замена слов по смыслу.
  • Неправильная постановка ударения.
  • Замена целых слов по оптическому сходству.
  • Реверсии слов (прочтение целого слова справа налево).
  • Нарушение правил орфоэпического чтения.
  • Смешения и замены:

—  Глухих согласных на звонкие: П (на) Б, Т — Д, К — Г, Ш — Ж, С —3, Ф —В.

—  Звонких согласных на глухие: Б (на) П, Д — Т, Г — К, Ж — Ш,3 — С, В — Ф.

—  Мягкого знака на гласные, обозначающие мягкость согласно­го: Ь (на) Е, Ь — Ё, Ь — И, Ь — Ю, Ь — Я.

—  Свистящих согласных на шипящие согласные: С (на) Ш, 3 — Ж,Ц — Ж, С’ — Щ.

Шипящих на свистящие согласные: С — Ш, Ж — 3, Ж — Ц, Щ —С’.

—  Аффрикат Ч — Ц, Ц — Ч и аффрикат на их компоненты: Ч — Т, Ч — Т\ Ч — Щ, Ц — С, Ц — Т, Ц — Г.

—  Компонентов аффрикат на аффрикаты: Т’ — Ч, Щ — Ч, С — Ц,Т — Ц,Т’— Ц.

—   Твердых и мягких заднеязычных согласных на твердые и мяг­кие среднеязычные: К — X, Г — X, К’ — X’, Г’ — X’.

—   Сонорных: Р — Л, Л’ — Р’, М — Н, Н’ — М’.

—   Гласных: А, О, У, Э, Ы на другие гласные буквы, обозначаю­щие твердые согласные.

  • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв:

—   звонких твердых и мягких согласных вне стечения, в стечении согласных;

—   глухих твёрдых и мягких согласных;

—   пропуски гласных букв: А, О, У, Э, Ы;

—   пропуски гласных: Я, Ё, Ю, Е, И;

—   пропуск Ь, обозначающего мягкость.

  • Вставки: а) слов; б) слогов; в) вставки букв:

—   звонких твердых и мягких согласных вне стечения, в стечении согласных;

—   глухих твёрдых и мягких согласных;

—   гласных букв: А, О, У, Э, Ы;

—   гласных: Я, Ё, Ю, Е, И;

—   Ь.

  • Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв.
  • Персеверации: а) слов; б) слогов; в) согласных букв, гласных букв.
  • Антиципации: а) слов; б) слогов; в) согласных букв, гласных букв.
  • Контаминации.
  • Смешения букв, сходных по начертанию:

а)  букв, отличающихся расположением сходных элементов в про­странстве:

И — Н, И — А, И — П, Н — А, Н — П, П — А, Б — Ъ; Н — И, А — И, П — И, А —Н, п —Н, А — П, Ъ — Б.

б) зеркальных букв:

Е — Э, Э —С, Ь —Р, Е —Ш, У —Л; Э —С, С —Э, Р —Ь, Ш —Е, Л —У.

в)  оптически сходных букв:

Ш —Щ, Р —В, С —О, Г — П, Н — Ю,Ы — Ь,о — е,3 — Э, И —Й, Е — Ё, 3 — В, Р — Ф, Ц — Щ, К — Ж, П — Л, Г — Т, О — Ю, Ч — Н, Л — Д, X — Ж, е — с, М — Ш. Щ — Ш, В — Р, О — С, П — Г, Ю — Н, Ь — Ы, е — о, Э — 3, Й — И, Ё — Е, В — 3, Ф — Р, Щ — Ц, Ж — К, Л — П, Т — Г, Ю — О, Н — Ч, Д — Л, Ж — X, с — е, Ш — М.

  • Непродуктивные повторы.
  • Количество потерь строки при чтении.
  • Количество повторов строки при чтении.
  • Смена направления чтения (справа налево).
  • Использование слежения по строке во время чтения.
  • Оценка выразительности чтения вслух.

Оценка выразительности проводится только в том случае, если учащийся овладел чтением целыми словами, группами слов или це­лыми предложениями.

Критерии оценки выразительности чтения:

15 6 — чтение с понижением голоса к концу предложения и пау­зой в конце, правильной постановкой ударения;

10 6 — чтение с паузой в конце предложения без понижения го­лоса и правильным ударением;

5 6 — нерегулярность пауз и интонации конца предложения и единичными ошибками ударения;

0 6 — отсутствие понижения голоса к концу предложения и пауз с ошибками ударения.

Скорость чтения – предыдущая | следующая – Лексическое оформление

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при проблемах с обучением