/     /  
Приоритетные проблемы охраны психического здоровья детей и подростков

Приоритетные проблемы охраны психического здоровья детей и подростков

Приоритетные проблемы охраны психического здоровья детей и подростков
Белорусский государственный медицинский университет, Государственная служба медицинских су­дебных экспертиз Республики Беларусь (Минск, Беларусь). С. А. Игумнов.

В современном мире приблизительно каждый четвертый (25%) житель страдает той или иной формой психиче­ской патологии. Следует учесть, что отмечаемый рост уровней распространенности психических болезней, по дан­ным Б. Д. Петракова и Б. Д. Цыганкова [7], связан с рядом факторов: преобладающим увеличением показателей нев­ротических расстройств, совершенствованием методов диагностики психических болезней, улучшением организа­ции работы психиатрических служб и т.п. В Республике Беларусь ежегодно выявляется все большее количество де­тей с проблемами психической дизадаптации [1]. Пограничные нервно-психические расстройства, доминирующие в структуре психической патологии детского и подросткового возраста, в 2003 г. выявлены с частотой около 27,6 на 1000 детского населения (Табл. 1). Вместе с тем, значительное количество психических и поведенческих расстройств (ППР) в детско-подростковой возрастной когорте до настоящего времени остается неучтенным.

Таблица 1. Распространенность психических расстройств среди детей и подростков Республики Беларусь
Годы Кол-во детей, страдающих ППР (абс. число) Распространенность (на 1 тыс. детского населения) Кол-во детей, стра­дающих ППР непси­хотического уровня (абс. число) Распространенность (на 1 тыс. детского населения)
2001 56184 30,77 43308 23,71
2002 55776 31,97 42901 24,58
2003 59652 35,72 46179 27,65

Перспективное обследование когорты из 250 детей в возрасте от 6 до 12 лет, сформированной методом случайной выборки, семьи которых проживают в сельских районах Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что основными формами проявлений психических и поведенческих расстройств являются: эмоциональные расстрой­ства, специфические для детского возраста (рубрика МКБ-10 F93 – 7,6%), специфические расстройства развития речи (F80 – 8.4%), школьных навыков (F81 – 7,2%), гиперкинетические расстройства (F90 – 4,4%), расстройства социального функционирования (F94 – 3,6%), тикозные расстройства (F95 – 4,8%) и умственная отсталость (F70 – 2,0%). Суммарный показатель распространенности психических и поведенческих расстройств (включая сочетанные формы) в возрасте 10-12 лет составил 24,8% [5].

Указанные данные в целом соответствуют результатам, полученным в ходе эпидемиологических исследова­ний распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей в ряде зарубежных стран, в част­ности, в Великобритании [10] и Канаде [9].

Столь значительные показатели распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей яв­ляются, в первую очередь, эффектом примененных в широком мае штабе скрининговых методов, обнаруживших «под­водную часть айсберга», не отраженную ранее официальной статистикой, и свидетельствуют о настоятельной необхо­димости дальнейшего совершенствования детской психиатрической и психотерапевтической службы в Республике.

Чрезвычайно велика группа риска, в которую входят дети и подростки, склонные к аутодеструктивному по­ведению, правонарушениям и другим формам поведенческих девиаций. Так, статистические данные за 1999-2001 гг. показывают лидирующее положение России, Казахстана и Беларуси среди стран СНГ по уровню завершенных подростковых суицидов (22, 21 и 17,2 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 000 подросткового населе­ния, соответственно [2] (диаграмма 1). Таким образом, суицидологическая обстановка в Республике Беларусь, как и в ряде других стран постсоветского пространства, складывается неблагоприятно и по общемировым стандартам она входит в число государств с неблагополучной ситуацией в плане суицидального поведения [6].


Диаграмма самоубийств среди подростков 2001

_______________________

[1] В настоящем изадании понятие нарушенной, искаженной адаптации обозначается как «дизадаптация» вместо более распространенного в последнее время «дезадаптация». Как показали наши изыскания, употребление термина «дизадаптация» в данном контексте более адекватно, что подтверждается и литературными источниками, и справочными изданиями (впервые в отечественной справочной литературе нарушенная адаптация была обозначена именно термином «дизадаптация»; см Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия. – 1982. – 464 е.).

Следующая – Подростковая преступность


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)