Яндекс.Метрика

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (продолжение)

Одну из острейших проблем общества представляет собой состояние подростковой преступности и правона­рушений, В начале 2000-х годов в Беларуси подростками совершалось ежегодно около 12 тысяч преступлений; около 2 тысяч подростков осуждалось к лишению свободы. Сравнительный анализ числа несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления на ШООО человек, по странам СНГ демонстрирует печальное ли­дерство России и Беларуси по этому показателю (см. диаграмму 2). Данные исследований, проводимых в странах СНГ, подтверждают мнение зарубежных авторов [1, 8] о тесной связи между преступной деятельностью и психи­ческими нарушениями, особенно расстройствами личности [6]. Результаты выборочных исследований показыва­ют, что распространенность психических и поведенческих расстройств среди подростков, совершивших правона­рушения, превосходит 50%.

В свете изложенного является весьма актуальным поиск новых методов психологической, психотерапевти­ческой и психиатрической помощи. Наряду с этим, чрезвычайно необходимо осуществление социальных меро­приятий для достижения более эффективных результатов в реабилитации детей и подростков, имеющих наруше­ния социально-психологической адаптации, психические и поведенческие расстройства. Широкие возможности для этого открывает Европейская декларация по охране психического здоровья, принятая 14 января 2005 г. на Ев­ропейской конференции ВОЗ на уровне министров здравоохранения. Декларация [3] указывает на то, что «охрану психического здоровья следует рассматривать как неотъемлемый и необходимый элемент социальной полити­ки…» (с. 4). Разработанный на ее основе Европейский план действий по охране психического здоровья требует «обеспечить включение в стратегии по охране психического здоровья в качестве приоритетных задач вопросов охраны психического здоровья и благополучия детей, подростков…» [4, с. 6].

Исходя из международного и отечественного опыта, актуальными представляются следующие перспективы развития службы охраны психического здоровья детей и подростков. Они могут быть осуществлены в рамках реа­лизации единой научно обоснованной комплексной стратегии охраны психического здоровья):

  1. Обеспечение тесного взаимодействия детской психиатрической, психотерапевтической и медико- психологической службы со всеми ведомствами и учреждениями, основная деятельность которых связана с дет­ским населением.
  2. Выделение в качестве главных направлений деятельности детской психиатрической, психотерапевтической и медико-психологической службы: профилактики нарушений социальной адаптации, связанной с психическими расстройствами, и координации медико-психолого-педагогических реабилитационных мероприятий, включая содей­ствие интеграции в общество детей и подростков с проблемами психического здоровья.
  3. Внедрение мультидисциплинарного подхода к организации системы помощи детям и их семьям путем взаимодействия специалистов многих профессий: психиатров, психологов, педагогов, социальных работников и т.д.
  4. Создание Республиканского межведомственного научно-практического и организационно-методического центра по психосоциальным проблемам детства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гельдер М„ Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: Пер. с англ.: В 2-х т.т.-К.: Сфера, 1999, -Т. 2.
  2. Дети в странах Содружества Независимых Государств: Статистический сборник/ Межгосударственный статистический комитет СНГ. – М., 2002.
  3. Европейская декларация по охране психического здоровья// Европейская конференция ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья. Хельсинки, Финляндия, 12-15 января 2005 г.
  4. Европейский план действий по охране психического здоровья. Проблемы и пути их решения: Пер. с англ. -Хельсинки, 2005.
  5. Игумнов С.А., Дроздович В.В. Антенатальное облучение: нейропсихиатрические аспекты,- М,: РАДЭКОН, 2002.
  6. Кондрашенко В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, кор­рекция,- Мн.: Аверсэв, 2004.
  7. Петраков Б Д., Цыганков Б.Д, Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. -М.: МЗ МП РФ, 1996.
  8. Guze S.B. Criminality and psychiatric disorders.- N.-Y.:Oxford University Press, 1976.
  9. Offord D., Boyle M., Szatmari P. et al. Ontario child health study II. Six month prevalence of disorder and rates of service utilization // Archives of General Psychiatry-1987 – Vol.44. -P.832-836.
  10. Rutter       M. Isle of Wight revisited: twenty-five years of child psychiatric epidemiology// J. Amer. Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1980. -Vol.28. – P.633-653.

 

Психические и поведенческие расстройства – Предыдущая

Статьи по психологии