ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Белорусский государственный медицинский университет, Государственная служба медицинских су­дебных экспертиз Республики Беларусь (Минск, Беларусь).

С.А. Игумнов

В современном мире приблизительно каждый четвертый (25%) житель страдает той или иной формой психиче­ской патологии. Следует учесть, что отмечаемый рост уровней распространенности психических болезней, по дан­ным Б.Д. Петракова и Б.Д. Цыганкова [7], связан с рядом факторов: преобладающим увеличением показателей нев­ротических расстройств, совершенствованием методов диагностики психических болезней, улучшением организа­ции работы психиатрических служб и т.п. В Республике Беларусь ежегодно выявляется все большее количество де­тей с проблемами психической дизадаптации[1]. Пограничные нервно-психические расстройства, доминирующие в структуре психической патологии детского и подросткового возраста, в 2003 г. выявлены с частотой около 27,6 на 1000 детского населения (Табл. 1). Вместе с тем; значительное количество психических и поведенческих расстройств (ППР) в детско-подростковой возрастной когорте до настоящего времени остается неучтенным.

Таблица 1. Распространенность психических расстройств среди детей и подростков Республики Беларусь
Годы Кол-во детей, страдающих ППР (абс. число) Распространенность (на 1 тыс. детского населения) Кол-во детей, стра­дающих ППР непси­хотического уровня (абс. число) Распространенность (на 1 тыс. детского населения)
2001 56184 30,77 43308 23,71
2002 55776 31,96 42901 24,58
200З 59652 35,72 46179 27,65

Перспективное обследование когорты из 250 детей в возрасте от 6 до 12 лет, сформированной методом случайной выборки, семьи которых проживают в сельских районах Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что основными формами проявлений психических и поведенческих расстройств являются: эмоциональные расстрой­ства, специфические для детского возраста (рубрика МКБ-10 F93 – 7,6%), специфические расстройства развития речи (F80 – 8.4%), школьных навыков (F81 – 7,2%), гиперкинетические расстройства (F90 – 4,4%), расстройства социального функционирования (F94 – 3,6%), тикозные расстройства (F95 – 4,8%) и умственная отсталость (F70 – 2,0%). Суммарный показатель распространенности психических и поведенческих расстройств (включая сочетан- ные формы) в возрасте 10-12 лет составил 24,8% [5].

Указанные данные в целом соответствуют результатам, полученным в ходе эпидемиологических исследова­ний распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей в ряде зарубежных стран, в част­ности, в Великобритании [10] и Канаде [9].

Столь значительные показатели распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей яв­ляются, в первую очередь, эффектом примененных в широком мае штабе с кр и н и н го в ы х методов, обнаруживших «под­водную часть айсберга», не отраженную ранее официальной статистикой, и свидетельствуют о настоятельной необхо­димости дальнейшего совершенствования детской психиатрической и психотерапевтической службы в Республике.

Чрезвычайно велика группа риска, в которую входят дети и подростки, склонные к аутодеструктивному по­ведению, правонарушениям и другим формам поведенческих девиаций. Так, статистические данные за 1999-2001 гг. показывают лидирующее положение России, Казахстана и Беларуси среди стран СНГ по уровню завершенных подростковых суицидов (22, 21 и 17,2 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 000 подросткового населе­ния, соответственно [2] (диаграмма 1). Таким образом, суицидологическая обстановка в Республике Беларусь, как и в ряде других стран постсоветского пространства, складывается неблагоприятно и по общемировым стандартам она входит в число государств с неблагополучной ситуацией в плане суицидального поведения [6].

_______________________

[1] В настоящем изадании понятие нарушенной, искаженной адаптации обозначается как «дизадаптация» вместо более распространенного в последнее время «дезадаптация». Как показали наши изыскания, употребление термина «дизадаптация» в данном контексте более адекватно, что подтверждается и литературными источниками, и справочными изданиями (впервые в отечественной справочной литературе нарушенная адаптация была обозначена именно термином «дизадаптация»; см Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия. – 1982. – 464 е.).

Следующая – подростковая преступность

Статьи по психологии