Глава седьмая

Познавательное развитие.

Развитие представления о предмете. Экс­перименты с регистрацией ориентиро­вочной реакции. Эксперименты с регистра­цией движения глаз. «С глаз долой — из сердца вон»? Проблема идентичности пред­мета. Местоположение и движение как критерии идентичности. Координация ин­формации о положении и движении. Мо­торные навыки и постоянство предмета. Понятие decalage «за» и «под» как прост­ранственные отношения. Процессы разви­тия представления о предмете. Теория «стимул-реакция». Теория Пиаже. Стадии развития. Роль конфликта в развитии. Развитие количественных представлений. Величина и вес. Непрерывность познава­тельного развития. Многообразие путей познавательного развития.

В предшествующих главах мы уже указывали на то, что составляет содержание данной главы. Так, в гл. IV отмечалось, что в ходе развития возникает стадия, на ко­торой ребенок игнорирует перцептивную информацию и полагается на такие источники информации, как память, умозаключение, и другие пеперцептивные процессы. В гл. VI мы. увидели, что некоторая форма поведения может до­стичь совершенства и вместе с тем ее развитие еще далеко не будет закончено. В подобных случаях еще должны быть разработаны правила, регулирующие применение этой формы поведения. Таким образом, в развитии сущест­вует прогрессивная линия в направлении уменьшения зависимости от непосредственной сенсорной стимуляции и увеличения роли правил, объединяющих перцептивную информацию с информацией из памяти. Этой прогрессивной тенденции — познавательному развитию — и посвя­щена настоящая глава.

Пиаже подробно описал процессы познавательного развития ребенка в своей знаменитой трилогии «Происхож­дение интеллекта у детей» (1936); «Конструирование реальности ребенком» (1937); «Игра, воображение и ими­тация в детском возрасте» (1946). По широте и оригиналь­ности эти работы намного превосходят все другие иссле­дования в этой области. Было бы невозможно кратко из­ложить содержание этих книг в пределах данной работы, ибо оно определяется взаимодействием наблюдений и те­ории, затрудняющим подобное изложение. Вместо попыт­ки изложения трилогии в целом я выберу одну или две проблемы, надеясь, что детальный анализ избранных тем прояснит процессы, лежащие в основе познавательного развития.

Выбор такой темы не прост, так как Пиаже обсуждает целый ряд интересных и важных проблем. И все же одна из них, а именно проблема развития представления о предмете, занимает в его трудах особое место. Пиаже счи­тает этот фрагмент развития прототипом познавательного развития в целом. По его описанию, приобретение пред­ставления о предмете является наиболее ранним проявле­нием процессов, которые могут привести у взрослого к воз­никновению математического рассуждения и логического мышления. Другие авторы столь же убеждены в важности представления о предмете. Элкинд и Семиров (1970) от­мечают его как наиболее значительное открытие Пиаже — необычайно высокая оценка, если принять во внимание, как много действительно революционных открытий сдела­но Пиаже.

Что же такое представление о предмете, и как оно раз­вивается? Согласно Пиаже, основные ориентиры развитии лучше всего видны при изучении реакций младенца на ис­чезнувшие или спрятанные предметы. Вначале, как это утверждает Пиаже, не существует никакого специфическо­го поведения по отношению к исчезнувшим предметам. Данное положение, как мы увидим позже, должно быть пересмотрено. С точки зрения явной поисковой активно­сти на этой ранней стадии ничего нельзя увидеть. Дети не тянутся и не пытаются ползти за исчезнувшими из поля зрения предметами. Это, может быть, и не удивительно, так как возраст детей, о которых мы говорили, не пре­вышает четырех месяцев. Во второй половине этого периода (от двух до четырех месяцев) они следят глазами за выходя­щими из поля зрения предметами. Дети в первой половине этого периода (от рождения до двух месяцев — в дальнейшем будем это называть стадией I) не делают даже этого. На стадии II возникают следящие движения головы и глаз за предметами, которые выходят из поля зрения. К на­чалу стадии III дети могут протягивать руку, чтобы доста­вать видимые ими предметы. Если показать им частично накрытый платком предмет, они могут протянуть руку и взять его (см. рис. 7.1). Если же предмет полностью закрыт платком или чашкой, находящиеся на этой стадии развития дети совершенно не делают попыток достать его. Они от­страняются от закрытого предмета, вообще не пытаясь убрать платок,— словом, ведут себя так, как если бы предмет перестал существовать. Многие авторы интерпре­тировали такое поведение как доказательство того, что младенцы этого возраста (от четырех до шести месяцев) уверены, что предмет перестает существовать, когда ста­новится невидимым.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Стадия III. Младенец, находящийся на этой стадии развития, может дотянуться и взять частично закрытый предмет (А), но он не способен достать предмет, который накрыт платком полностью (Б).