Обработка данных нейропсихологического исследования (продолжение)

Переработка слуховой информации

16. Воспроизведение и оценка ритмов. Два задания оцениваются отдельно.

Воспроизведение ритмов.

Продуктивность: количество правильно воспроизведенных ребенком ритмических структур.

Ошибки:

— количество ошибок восприятия;

— количество ошибок серийной организации (инертность).

Оценка ритмов.

1. Продуктивность: (количество правильно воспринятых ребенком ритмических структур: с первого раза х 1) + (после самокоррекции х 0,5).

Если ребенок называет общее число ударов, то ему напоминают, что пересчитывать удары не надо, а нужно определить, сколько уда¬ров вместе между паузами.

2. Ошибки:

— количество ошибок восприятия;

— трудности понимания речевой инструкции (III блок).

17. Понимание близких по звучанию слов (показ по слову- наименованию).

1. Продуктивность:

— называние — количество названных картинок;

— понимание слов:

1) для детей 4-5 лет — (количество правильно показанных карти¬нок / количество предъявленных слов);

2) для детей 6 лет и старше — (7 + количество правильно пока-занных картинок) / (7 + количество предъявленных слов).

Если из-за ошибки ребенку предъявляют задание 3, а также предыдущие, то из числа 7 вычитают количество предъявленных слов.

Правильным показом картинки считается показ с первой попытки в нужном порядке.

2. Ошибки понимания и удержания:

— звуковые замены (бочка —> почка) и дублирования (бочка —> бочка, почка);

— далекие замены (точка —> коза);

— пропуски;

— вплетения (лишние слова, не относящиеся к дублированию);

— изменение порядка слов.

18. Слухоречевая память.

Повторение слов.

1. Профиль продуктивности повторения. В каждом из трех повторений фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

2. Ошибки (суммируются по всем трем воспроизведениям):

— количество изменений одного согласного;

— количество изменений одного гласного;

— количество искажений (замены более двух звуков);

— количество устойчивых нарушений порядка слов;

— количество неустойчивых нарушений порядка слов и реверсий (обратный порядок);

— количество пропусков;

— количество вертикальных повторов (см. ниже).

Воспроизведение слов.

1. Профиль продуктивности запоминания — в каждом из четырех воспроизведений фиксируется сумма (количество правильно названных слов х 1) + (количество слов, названных с одной звуковой заменой без изменения слоговой структуры х 0,5).

2. Ошибки (суммируются по всем четырем воспроизведениям):

— количество изменений (замена, пропуск, вставка) одного со-гласного;

— количество изменений (замен) одного гласного;

— количество искажений (замены более двух звуков или вставка/пропуск гласного, меняющие слоговую структуру слова);

— количество вербальных замен на основе близости по звучанию;

— количество вербальных замен на основе близости по значению;

— количество вплетений (например, слов из другого задания);

— количество горизонтальных повторов (повтор слова в обеих группах слов в одном воспроизведении);

— количество вертикальных повторов (повтор ошибки в сле¬дующем воспроизведении) — только для второго и третьего воспроизведения;

— количество пропущенных слов;

— количество устойчивых нарушений порядка слов;

— количество неустойчивых нарушений порядка слов и реверсий;

— количество переходов слов в другую группу;

— контаминация групп при отсроченном воспроизведении (отсутствие деления на группы).

19. Называние предметов и действий. В этой пробе количественно оценивается продуктивность выполнения пробы и проводится качественный анализ ошибок.

1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после поиска или самокоррекции х 0,5).

2. Ошибки (учитываются и ошибки с самостоятельной коррекцией):

— поиск слова;

— вербально-перцептивные замены (пальто — шуба, куртка; вяжет — шьет, плетет\ рубит — распиливает);

— замена обобщенным словом (пальто — одежда; строит — делает);

— ответы словосочетанием (пылесос — пыль вытирает; трет — морковку режет);

— литеральные парафазии;

— искажение звуко-слоговой структуры слова;

— замена глагола существительным (копает — лопата).

Ошибки двух последних видов характерны для трудностей серийной организации речи, литеральные парафазии возможны и при кинестетической и при фонетической слабости. Вербально-перцептивные ошибки могут быть обусловлены как бедностью словаря, так и бедностью зрительных представлений (нескольким словам соответствует диффузный зрительный образ) — во втором случае можно думать о слабости правополушарных функций. Набор признаков: поиск слова, вербальные замены, использование обобщенных слов и словосочетаний — характерны для слабости процессов переработки слуховой информации, хотя отдельные признаки могут встречаться и при других первичных дефектах.

  Количество словосочетаний – предыдущая | следующая – Пересказ текста

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах