Глава 25. Легкие степени олигофрении в подростковом возрасте

Легкая и выраженная дебильность

Олигофрения является одной из самых актуальных проблем детской психиатрии. Чем тяжелее форма, тем раньше она рас­познается. Дебильность обычно диагностируется при поступлении в школу или в первых классах: в процессе начального обучения обнаруживается неспособность к усвоению элементарных знаний, легко доступных сверстникам. К дебильности относят случаи интеллектуальной недостаточности, при которых обыденная речь достаточно развита, элементарные бытовые навыки усваиваются, несложный физический труд дается легко. В подростковом воз­расте дефект особенно обнаруживается в области абстрактного мышления и творческой деятельности. Абстрактные понятия остаются просто заученными словами. Все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор и т. п. не улавливается. Элементарные счетные операции даются с трудом. Все усваивается путем подражания. Все задачи в жизни решаются по раз выучен­ному шаблону.

Степень умственной недостаточности принято оценивать с помощью IQ, определяемого психологическими методами, чаще всего с помощью WISC [Панасюк А. Ю., 1973] коэффициента интеллектуальности. Его величина, равная 100, говорит о том, что он соответствует среднестатистической норме. К дебильности относят случаи с величиной от 50 до 70 (ниже 50 — имбецильность).

Разграничение выраженной и легкой степени дебильности становится актуальным в подростковом возрасте при окончании вспомогательной школы. При легкой степени в большинстве слу­чаев если не вмешиваются отягощающие обстоятельства, обнару­живается способность приобрести профессию квалифицированного рабочего, устойчиво трудиться, заботиться о себе, при повзрослении завести семью. При психологическом обследовании IQ оказывается около 70 и даже выше. При хорошей и устойчивой социаль­ной адаптации отпадает нужда в наблюдении и помощи психоневрологического диспансера. При выраженной степени дебильности оказывается невозможным обойтись без чьей-либо постоян­ной поддержки, помощи, указаний и советов. Доступным оказывается малоквалифицированный физический труд.

Для того чтобы при наличии дебильности судьба сложилась благоприятно, прежде всего необходимо обучение во всломогательной школе. Здесь 4-летняя школьная программа проходится за 8 лет с использованием специальных наглядных методов обучения, дается определенная профессиональная подготовка, обучение бытовым навыкам — здесь учат тому, что интеллектуально полно­ценный подросток легко усваивает сам.

Некоторые случаи легкой дебильности остаются в детстве нераспознанными. Иногда же родители в этих случаях упорно препятствуют переводу во вспомогательную школу, не желая даже себе признаться в неполноценности своего ребенка. С боль­шим трудом такие дети оканчивают 4—5 классов, а далее, почувствовав свою неполноценность, отчаиваются или озлобляются, за­брасывают учебу и могут встать на асоциальный путь (правонару­шения, алкоголизация, бродяжничество и т. п.). Катамнестические данные [Евсегнеев Р. А., Клебанов Б. 3., 1979] показали, что среди окончивших вспомогательную школу 74 % оказались трудо­устроенными, 23 % жили на попечении семьи и лишь 3 % встали на асоциальный путь. Среди тех, кто с легкой степенью дебиль­ности обучался в обычной школе, трудоустроенными оказались лишь 52 %, а на асоциальный путь встали 15 %. Непосильная интеллектуальная нагрузка при обучении в обычной школе ста­новится одной из частых причин психопатоподобных нарушений поведения у подростков с легкой дебильностью.

К сожалению, профессиональная подготовка, которую дают вспомогательные школы, недостаточна. Окончив ее в 14 лет, некоторые подростки оказались не у дел. В обычные ПТУ они поступить не могут, индивидуальное ученичество широко начи­нается с 16 лет. Работа в лечебных мастерских среди психических больных им не по душе. Именно поэтому является чрезвычайно важным решение о создании специальных ПТУ с интернатами для окончивших вспомогательные школы. Иначе временная неустроенность также способствовала психопатоподобным нару­шениям.

 

Пограничная умственная отсталость

Сюда относятся случаи, пограничные между нормой и дебиль­ностью: «субдебильность» [Вроно М. LLI. — «Руководство по психиатрии…», 1983], «конституционально-глупый тип психопа­тии» [Ганнушкин П. Б., 1933]. В младших классах школы, хотя и с трудом, эти дети успевают. Но с усложнением школьных программ в 5—6-м классе им не даются математика и физика, все то, что нельзя заучить наизусть. Несколько десятилетий назад, когда программа обучения в начальной школе была проще, а население, особенно в сельской местности, в значительном числе до­вольствовалось начальным образованием, проблемы погра­ничной умственной отсталости практически не существовало. Чем сложнее становятся обучение и профессиональная подготовка, тем острее делается эта проблема, тем чаще подростки с невысо­ким уровнем интеллекта оказываются выбитыми из колеи. Если школа снижает к ним требования, им удается получить неполное среднее образование и поступить в ПТУ. Если же их несосто­ятельность выставляется напоказ перед сверстниками, они обычно забрасывают учебу и возникает риск приобщения их к асоциаль­ным компаниям.

Многие из них обнаруживают любовь к физическому труду и хотят работать еще до 16 лет. Обычно они обнаруживают высо­кую конформность к непосредственному окружению. Возможно, эта конформность является реакцией психологической защиты — вести себя «как другие» наиболее легкий способ не обнаружить свою несостоятельность.

Пограничная умственная отсталость то включается в область компетенции психиатрии [МКФ, 8-й пересмотр; Ковалев В. В., 1979; Вроно М. Ш., 1983], то исключается из нее [МКФ, 9-й пересмотр, Diagnostic…, 1980].

Распознанию пограничной умственной отсталости способ­ствуют методы психологической диагностики. Наиболее разрабо­танным и распространенным является WISC (шкала Векслера для детей до 16 лет). Величины выше 70 и до 90 соответствуют пограничной умственной отсталости.

эпилептические психозы – предыдущая | следующая – формы олигофрении

Подростковая психиатрия. Содержание.