Примером может служить развитие навыков ходьбы. Новорожденные будут «ходить», если их поддерживать (рис. 6.5). Эта форма поведения естественно исчезает, и настоящее хождение начинается спустя много месяцев. Является ли раннее хождение предшественником позднего? Их отделяет друг от друга много месяцев, однако их обычно называют первичным и вторичным хождением. Существует мнение, что первичное хождение исчезает в результате активного торможения, которое необходимо для того, чтобы появилось вторичное. Теория эта чисто умозрительная, так как вполне возможно, что данные формы поведения независимы друг от друга. Можно спросить, какие же доказательства могли бы убедить нас в том, что между этими формами поведения действительно существует связь? Если раннее хождение предшествует позднему, то модификации окружения должны были бы оказывать на них одинаковое воздействие; это можно сравнить с окрашиванием зародышевой клетки, в потомках которой можно впоследствии обнаружить краску. Подобного рода опыт был проделан Андре-Томасом и Даргасье (1952). Они ежедневно тренировали первичное хождение группы младенцев, а не игнорировали его, как это обычно бывает [1]. Когда пришло время вторичного хождения, то оно далось этой группе детей очень быстро. Так как ранние тренировки повлияли на дальнейшее поведение, это исследование доказало, что первичное хождение действительно предшествует вторичному. Если бы ранние тренировки не повлияли на позднее хождение, то мы вынуждены были бы признать, что эти навыки не связаны между собой. Если принять этот критерий, связи между ранним и поздним навыками, то надо признать, что опыты, в которых ранняя практика не влияла на последующий навык, вероятнее всего, свидетельствуют о том, что тренируемая и тестируемая формы поведения не связаны между собой — вывод, весьма далекий от ожидаемого.
Рис. 6.5. Ходьба новорожденного (Из: М. В. McGraw, The Neuromuscular Maturation of the Human Infant. Columbia University Press, 1943).
Мы сталкиваемся с серьезными затруднениями, когда пытаемся установить связь ранних и поздних навыков, но еще большие трудности ждут нас, если мы захотим изучить отношение между какими-то внешними событиями и последующим поведением. Во всех приведенных выше исследованиях делались попытки доказать, что внешняя среда никак не отражается на формировании определенного навыка. Но, по моему мнению, такой вывод безоснователен, к нему можно прийти только исходя из совсем ненормальных условий. Насколько ненормальными должны быть эти условия, видно из одного исследования, которое устанавливает некоторый сдвиг развития в результате одного лишь созревания при полном отсутствии влияния каких-либо внешних событий.
Вольф (1969) изучал девочку с врожденной неразделенностью больших полушарий мозга, которая к тому же страдала другими неврологическими дефектами. Этот младенец находился в состоянии постоянного беспорядочного припадка — взрослый в таком состоянии перестает регистрировать внешние события, и поэтому мы можем допустить, что и она тоже не воспринимала и не реагировала на окружающее. Несмотря на это, с течением времени было отмечено некоторое развитие. Девочка научилась поднимать голову в лежачем положении, поддерживаться на локтях, делать координированные «ползущие» движения. Не очень большие достижения, но все они, по-видимому, были сделаны без внешней поддержки.
Изучение детей с менее серьезными сенсорными дефектами позволило описать возможные модели взаимодействия внешних событий и процессов созревания в формировании поведения. К таким случаям относится изучение навыков вокализации у глухих детей. Нормальные младенцы начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Эта начальная фаза продолжается около месяца, причем дети произносят самые разные звуки. Некоторые авторы даже утверждают, что они произносят все звуки всех имеющихся человеческих языков. Глухие дети также проходят через эту фазу, хотя они никогда не слышали ни единого слова. Они лепечут столько же, сколько и нормальные дети, хотя и не слышат себя. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что слух не обязателен на первоначальной фазе вокализации и что для ее поддержания не требуется существования обратной слуховой связи. К концу первого года жизни первая фаза заканчивается и лепет ребенка постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок все время слышит вокруг себя. У глухих детей вторая фаза отсутствует. По всей вероятности, для ее наступления и поддержания необходима слуховая информация. Практика показывает, что для закрепления речевых навыков требуется довольно продолжительное время: речь детей, которые оглохли в детстве, постепенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализаций глухих от рождения. Однако чем позже наступает глухота, тем менее вероятен такой исход. В конечном счете примерно в возрасте шести лет наступление глухоты уже не влияет на развитие речи. В этом возрасте речевое поведение уже не нуждается в слуховой поддержке. Об этом также свидетельствует изучение глухих от рождения детей, которые в каком-то возрасте начинают пользоваться слуховыми аппаратами. Чем раньше получают они слуховые аппараты, тем быстрее происходит усвоение языка. Если это откладывать надолго, то ребенок может вообще не научиться говорить (Леннеберг, 1967).
___________________________________________________________________________________
[1] Первичное хождение у этих младенцев длилось гораздо больше, чем у детей контрольной группы, что исключает упомянутую выше гипотезу торможения.навыки – предыдущая | следующая – ассимиляция и аккомодация
Психическое развитие младенца. Содержание.