/     /  
10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга

10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга

10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (первичная акалькулия) Существенная роль в организации процесса счета принадлежит теменным и теменно-затылочным отделам коры левого полушария. При поражении этих зон мозга, как известно, возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Восприятие пространства и ориентация в нем являются одним из видов отражения предметной действительности. В формировании этого психологического процесса принимают участие зрительный, кинестетический и вестибулярный анализаторы. Их совместная деятельность создает в конце первого года жизни ребенка умение ориентироваться в окружающем пространстве. Но для более совершенного отражения пространственных отношений совместная работа этих анализаторов оказывается недостаточной. Дальнейшее развитие восприятия ведет к латериализации этого процесса в коре мозга. Развивается осознание схемы тела: человек начинает воспринимать пространство и себя в системе геометрических координат. Во внешнем пространстве для человека выделяются представления левого и правого, верха и низа. Позднее восприятие испытывает заметное организующее влияние речи — появляются понятия «слева» и «справа», «сверху» и  «снизу», «спереди» и «сзади» и т. д. Это сложное взаимодействие анализаторных систем между собой и с речью может оказаться нарушенным из-за выпадения того или другого фактора, и тогда наступает пространственная агнозия. Наиболее сложные формы патологии восприятия пространства возникают при поражении поздно сформировавшихся отделов мозга (зона ТРО — височно-теменно-затылочная область — это 39-е поле по Бродману) (рис. 13). Эти дефекты проявляются в нарушении восприятия пространства, представлений о нем, в нарушении речевой организации пространственного восприятия (Лурия, 1947, 1948,1969). С учетом психологического строения счета и понятия о числе становится понятным, что поражение этой зоны коры мозга приводит к первичной — грубой и сложной — акалькулии. Известные данные исследований А. Р. Лурии (1947, 1969), 3. Я. Руденко (1948), наши собственные (Лурия, Цветкова, 1966; Цветкова, 1972а) позволяют обратить внимание на несколько факторов, лежащих в основе первичной акалькулии, — нарушение пространственного восприятия, пространственного представления и нарушение речевой организации пространственного восприятия и представления. Цен-тральным дефектом, лежащим в основе теменной акалькулии, и является нарушение восприятия системы пространственных координат, которое проявляется, прежде всего,  в нарушении понятия о числе, в дефектах осознания его внутреннего состава и разрядного строения, осознания значения арифметических знаков и направления отсчета. В указанных дефектах проявляется основная форма первичной (теменной) акалькулии, основанная на нарушении пространственных схем. Однако первичная акалькулия может проявляться на высшем уровне и протекать в синдроме семантической афазии, в основе которой лежат дефекты распознавания значения сложных логико-грамматических конструкций языка. Вследствие этого у больных с первичной акалькулией нередко нарушается связь числа и счетных операций с их вербальным обозначением. Все это вместе создает ту основу, на которой у больных с теменной акалькулией возникает сужение связей и отношений чисел между собой, сужение связей между числом и словом. Числа при этом приобретают конкретный характер, они как бы выпадают из системы чисел и воспринимаются больным отдельно, вне системной и смысловой организации. Нейропсихологический анализ нарушения показывает, что в отличие от всех других описанных форм акалькулии счет и понятие о числе нарушаются с существенной стороны: число нередко осознается лишь как механическое соединение цифр вне разрядной сетки значений каждой цифры. Поэтому больные нередко такое число, как 98, оценивают как большее по сравнению с числом 105, не могут оценить, какое число больше (меньше) — 45 или 54. Задание составить двух-или трехзначное число из цифр, написанных отдельно на карточках, часто оказывается недоступным для выполнения. Особую трудность представляет оценка чисел, в которых имеются нули. Например, диктуемое число 1 005 больные пишут как 105, а число 10 505 больные пишут  то как 155, то как 1 550 и т. д. Поскольку больные путают классы и разряды чисел, то они не всегда могут оценить значение чисел (их величину), состоящих из одинаковых цифр (5 074,5 704 и др.). Анализ нарушения числа у этих больных показал, что с конкретным именованным числом они могут оперировать, но операции внутри абстрактного числа, за которым не стоит конкретная количественная характеристика, оказываются для больных малодоступными. Так, они могут сказать иногда, сколько пятерок в десятке, но разложить число 15 на составляющие его числа (15 = 5 + 5 + 5 или 15 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3) больные не могут. Не меньшую трудность представляют для них операции с круглыми числами: они не могут осознать наличие какого-то количества десятков в определенном числе (50, 80 и т. д.). Поэтому и понимание такой записи, как 60 = 10 х 6, не всегда для них доступно. Больные не могут самостоятельно развернуть внутреннее содержание этой записи (60 = 10 +10+10+10+10+ 10). Все это свидетельствует о нарушении понимания тех математических отношений, в которых находятся числа друг с другом. Поэтому больные не могут выполнить задание, в котором требуется найти нужный арифметический знак, так как он может быть найден только при понимании соотношения чисел друг с другом (10...2 = 5, 10...2 = 20, 10...2 = 8, 10...2 = 12). Эти пробы выполняют диагностическую роль и способствуют качественному анализу дефекта.

10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения (продолжение) - предыдущая  | следующая -10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение)

 

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

   

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)