В норме примерно со второй половины первого года жизни между ребенком и его родителями складываются отношения эмоциональной привязанности, которые характеризуются высоким потенциалом доверия и психологической поддержки. Привязанность к родителям формируется в процессе взаимодействия ребенка со своим семейным окружением и его социализации. В то же время привязанность к родителям и наличие позитивных детско-родительских взаимоотношений есть необходимое условие нормального психического и психологического развития ребенка. В норме ребенок после развода сохраняет любовь и стремление к обоим родителям. Утрата позитивного отношения хотя бы к одному из родителей создает значительный риск развития у ребенка психических нарушений. Как сложный психологический феномен, отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества различных факторов (индивидуально-личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия) и может существенно различаться по степени эмоциональной близости, взаимопонимания и поддержки. В тех случаях, когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско-родительских взаимоотношений и формирования негативного отношения к одному из родителей.
Оценка отношения ребенка к каждому из родителей является центральным вопросом при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз по семейным спорам и одним из ведущих оснований для определения судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ).
В семейных спорах о воспитании существуют различные формы выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей: заключение специалистов органов опеки и попечительства, опрос ребенка в суде, заключения специалистов, которыми могут быть практикующие психологи, специалисты консультативно-диагностических центров. Одним из способов выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей является КСППЭ.
При оценке характера отношения ребенка к каждому из родителей нами было установлено следующее.
Высказываемое ребенком отношение к каждому из родителей, которое может быть выявлено при непосредственном опросе ребенка, часто не подтверждалось результатами проективных методик и наблюдением за взаимодействием ребенка с родителем.
При оценке характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю было выделено 4 группы под экспертных: с негативным, конфликтным (противоречивым), недифференцированным и позитивным отношением. Несоответствие выражаемого ребенком отношения к отдельно проживающему родителю и отношения, выявляемого при экспериментально- психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 1.
56,58% негативное конфликтное позитивное недифференцированное Ц – высказываемое отношение к ОПР [[] – отношение к ОПР при ЭПИ Рис. 1. Соотношение высказываемого ребенком и выявленного при экспериментально-психологическом исследовании (ЭПИ) отношения к отдельно проживающему родителю (ОПР) |
Высказываемое ребенком негативное отношение к отдельно проживающему родителю при экспериментально- психологическом исследовании не подтверждалось в 28% случаев, что очень существенно для судебного решения.
При оценке характера отношения ребенка к совместно проживающему родителю было выделено 5 групп подэкспертных: с позитивным, позитивным дистанцированным, слабодиффе- ренцированным, конфликтным и симбиотическим отношением. 93,5% детей (77 человек) при опросе высказывали позитивное отношение к родителю, с которым проживали. Однако при экспериментально-психологическом исследовании и наблюдении за характером взаимодействия ребенка с родителем наличие устойчивой привязанности было выявлено только у 81,82% детей. У 7,78% отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было расценено как слабодифференцированное. Дети не проявляли выраженной эмоциональной привязанности к родителю. У 2,6% отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было конфликтным, внутренне противоречивым, с выраженной амбивалентностью. У 3,9% детей отношение к опекающему родителю было расценено как симбиотическое. Дети демонстрировали повышенную привязанность к родителю, с которым проживали (матери), зависимость; в ситуации разлучения с родителем у них возникали тревожно-фобические реакции.
Несоответствие выражаемого ребенком отношения к родителю, с которым ребенок проживал, и отношения, выявляемого при экспериментально-психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 2.
93,50% позитивное позит. диет. спабодифф. конфликтное симбиотич. Щ – высказываемое отношение к СПР ? – отношение к СПР при ЭГ1И Рис. 2. Соотношение высказываемого ребенком и выявленного при экспериментально-психологическом исследовании (ЭПИ) отношения к совместно проживающему родителю (СПР) |
Таким образом, наиболее достоверным способом выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей является экспериментально-психологическое исследование, проводимое с обязательным использованием проективных методов. Среди них наиболее эффективными являются тематический апперцептивный тест (ТАТ), интерпретация сюжетных картинок, цветовой тест отношения (ЦТО), рисуночные методики (в частности, рисунок семьи), методика Рене Жиля.
регрессивное поведение – предыдущая | следующая – отношение ребенка к отдельно проживающему родителю
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.