В норме примерно со второй половины первого года жизни между ребенком и его родителями складываются отношения эмоциональной привязанности, которые характеризуются высоким потенциалом доверия и психологической поддержки. Привязанность к родителям формируется в процессе взаимодействия ребенка со своим семейным окружением и его социализации. В то же время привязанность к родителям и наличие позитивных детско-родительских взаимоотношений есть необходимое условие нормального психического и психологического развития ребенка. В норме ребенок после развода сохраняет любовь и стремление к обоим родителям. Утрата позитивного отношения хотя бы к одному из родителей создает значительный риск развития у ребенка психических нарушений. Как сложный психологический феномен, отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества различных факторов (индивидуально-личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия) и может существенно различаться по степени эмоциональной близости, взаимопонимания и поддержки. В тех случаях, когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско-родительских взаимоотношений и формирования негативного отношения к одному из родителей.
Оценка отношения ребенка к каждому из родителей является центральным вопросом при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз по семейным спорам и одним из ведущих оснований для определения судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ).
В семейных спорах о воспитании существуют различные формы выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей: заключение специалистов органов опеки и попечительства, опрос ребенка в суде, заключения специалистов, которыми могут быть практикующие психологи, специалисты консультативно-диагностических центров. Одним из способов выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей является КСППЭ.
При оценке характера отношения ребенка к каждому из родителей нами было установлено следующее.
Высказываемое ребенком отношение к каждому из родителей, которое может быть выявлено при непосредственном опросе ребенка, часто не подтверждалось результатами проективных методик и наблюдением за взаимодействием ребенка с родителем.
При оценке характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю было выделено 4 группы под экспертных: с негативным, конфликтным (противоречивым), недифференцированным и позитивным отношением. Несоответствие выражаемого ребенком отношения к отдельно проживающему родителю и отношения, выявляемого при экспериментально- психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 1.
Высказываемое ребенком негативное отношение к отдельно проживающему родителю при экспериментально- психологическом исследовании не подтверждалось в 28% случаев, что очень существенно для судебного решения.
При оценке характера отношения ребенка к совместно проживающему родителю было выделено 5 групп подэкспертных: с позитивным, позитивным дистанцированным, слабодиффе- ренцированным, конфликтным и симбиотическим отношением. 93,5% детей (77 человек) при опросе высказывали позитивное отношение к родителю, с которым проживали. Однако при экспериментально-психологическом исследовании и наблюдении за характером взаимодействия ребенка с родителем наличие устойчивой привязанности было выявлено только у 81,82% детей. У 7,78% отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было расценено как слабодифференцированное. Дети не проявляли выраженной эмоциональной привязанности к родителю. У 2,6% отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было конфликтным, внутренне противоречивым, с выраженной амбивалентностью. У 3,9% детей отношение к опекающему родителю было расценено как симбиотическое. Дети демонстрировали повышенную привязанность к родителю, с которым проживали (матери), зависимость; в ситуации разлучения с родителем у них возникали тревожно-фобические реакции.
Несоответствие выражаемого ребенком отношения к родителю, с которым ребенок проживал, и отношения, выявляемого при экспериментально-психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 2.
56,58%
Ц - высказываемое отношение к ОПР [[] - отношение к ОПР при ЭПИ Рис. 1. Соотношение высказываемого ребенком и выявленного при экспериментально-психологическом исследовании (ЭПИ) отношения к отдельно проживающему родителю (ОПР) |
Высказываемое ребенком негативное отношение к отдельно проживающему родителю при экспериментально- психологическом исследовании не подтверждалось в 28% случаев, что очень существенно для судебного решения.
93,50% позитивное позит. диет. спабодифф. конфликтное симбиотич. Щ - высказываемое отношение к СПР ? - отношение к СПР при ЭГ1И Рис. 2. Соотношение высказываемого ребенком и выявленного при экспериментально-психологическом исследовании (ЭПИ) отношения к совместно проживающему родителю (СПР) |
регрессивное поведение - предыдущая | следующая - отношение ребенка к отдельно проживающему родителю
Заключение психолога для суда - записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.