Отношение ребенка к отдельно проживающему родителю

Отношение ребенка к отдельно проживающему родителю устанавливалось у 76 детей с помощью анализа материалов граж­данского дела, направленной клинической беседы с ребенком, беседы с родителями, экспериментально-психологического ис­следования, наблюдения за взаимодействием ребенка с каждым из родителей на протяжении всего экспертного исследования и при проведении пробы на совместную деятельность. В ходе экспериментально-психологического исследования использо­вались проективные методы в различных модификациях.

При негативном отношении ребенка к отдельно прожи­вающему родителю (32 ребенка, 40,79%) в материалах граждан­ского дела имелись сведения о высказываемом ребенком не­желании поддерживать отношения с отдельно проживающим родителем (беседа с сотрудниками органов опеки и попечи­тельства, опрос несовершеннолетнего в суде, показания свиде­телей). При встрече с отдельно проживающим родителем дети держались напряженно, не отвечали на его вопросы, отстраня­лись при попытках родителя обнять их, взять за руку. В беседе с врачом они заявляли о своем категорическом нежелании под­держивать какие-либо отношения с родителем, видеться с ним. Сообщая сведения, касающиеся семейного анамнеза, большин­ство детей этой группы отрицательно характеризовали отвер­гаемого родителя, рассказывая об употреблении им спиртных напитков, агрессивном поведении в отношении остальных членов семьи, пренебрежении своими родительскими обя­занностями, что могло подтверждаться или нет материалами гражданского дела. В четырех случаях дети обвиняли родителя в совершении действий сексуального характера в отношении их самих или сиблингов.

 

При конфликтном отношении (14 детей, 18,42%) к отдель­но проживающему родителю результаты проективных методик и наблюдения противоречили материалам дела и данным бесе- ды. Например, декларируемое хорошее отношение к родителю было сопряжено со страхом, низким уровнем идентификации, невключением его в круг значимых близких. Или, напротив при внешне негативном отношении к родителю результаты проек­тивных методик свидетельствовали о высоком уровне его при­нятия. Так, у подэкспертного Ч., 5 лет, в данных проективных методик в большей степени проявилось негативное и дистан­цирующееся отношение к отцу, в то время как поведенческие и вербальные реакции мальчика свидетельствовали об обратном. Было дано заключение, что отношение подэкспертного к отцу носит неоднозначный и противоречивый характер, неустойчи­во, зависит от частоты и регулярности контактов между ними, а также от характера отношения к нему со стороны отца и его реальных проявлений. У подэкспертного Л., 8 лет, высказывае­мое резко негативное отношение к отдельно проживающему отцу сочеталось с позитивно окрашенным взаимодействием с ним, что позволило дать заключение о внутренне конфликтном и противоречивом отношении мальчика к родителю.

При недифференцированном отношении к отдельно про­живающему родителю (12 детей, 13,16%) при психологическом исследовании выявлялось отсутствие выраженной эмоцио­нальной привязанности к кому-либо из родителей, расплывча­тое и нечеткое представление о семье, несформированность об­раза отдельно проживающего родителя, невключение его в со­став семьи, замена на иное лицо (отчима, мачеху, тетю, сестру). Данный тип отношения чаще выявляется у детей младшего до­школьного возраста, с задержкой психического развития, лег­кими когнитивными расстройствами, аутистическими чертами в форме отгороженности, низкой потребности в контактах с окружающими, слабости эмоционального реагирования.

Позитивное отношение к отдельно проживающему роди­телю было выявлено у 18 детей, что составляло 27,63%.

Результаты исследования частоты формирования различ­ного отношения к отдельно проживающему родителю в зависи­мости от уровня конфликта в семье представлены в таблице 3.

Таблица 3

формирование различного отношения к отдельно проживающему родителю в зависимости от уровня конфликта в семье

негативное конфликтное недифферен­цированное позитивное
N=32 N=14 N=12 N=18
Максимальный 50% 50% 25% 33,33%
Высокий 37,50% 50% 50% 38,80%
Средний 9,38% 0% 16,70% 11,10%
Умеренный 3,12% 0% 8,30% 11,10%
Минимальный 0% 0% 0% 5,56%

 

Видно, что негативное и конфликтное отношение к отдель­но проживающему родителю формировалось в большинстве случаев (87,5% и 100%) в семьях с высокой и максимальной вы­раженностью конфликта.

При установленном у детей негативном и конфликтном отношении к отдельно проживающему родителю на момент экспертизы дети были старше (младший школьный, подрост­ковый возраст), конфликтные отношения в семье в период со­вместного проживания начались позже и были более продол­жительными. Длительнее был период раздельного проживания с одним из родителей.

Согласно полученным ранее на меньшей выборке (40 чело­век) результатам, негативное и конфликтное отношение ребен­ка к отдельно проживающему родителю наиболее часто соче­талось с различного рода психопатологическими состояниями (невротическими реакциями, расстройствами эмоциональной сферы и поведения) (Русаковская, 2009).

Таким образом, установлено, что наиболее значимым для оценки взаимосвязей между психопатологическими реакция­ми ребенка на родительский конфликт в период совместного проживания, собственно развод и реакциями на общение с отдельно проживающим родителем и характером отношения ребенка к отдельно проживающему родителю является пред- разводный период.

отношение ребенка к каждому из родителей – предыдущая | следующая – негативное отношение к родителю

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.