Статья психотерапевта Р.Ф. Теперик, М.А. Жуковой
Проблему Интернет-зависимости начали разрабатывать зарубежные специалисты по психическому здоровью, отталкиваясь от запросов практики и опираясь на аналогию с другими видами нехимических зависимостей (Greenfield, 1999; Turkle, 1997; Young, 1997). В отечественной психологии признается необходимость разработки комплексного, собственно психологического подхода к изучению феномена Интернет-зависимости (Войскунский, 2000а). К этому подталкивает и все возрастающее количество обращений за психологической помощью в связи с чрезмерным увлечением Интернетом со стороны клиентов психологической консультации. Необходимость детального исследования этого феномена продиктована как теоретической, так и практической актуальностью данной проблемы.
Поскольку в психологических кругах обсуждается проблема правомерности рассмотрения зависимости от Интернета в терминах зависимости как таковой (Войскунский, 2000б), на наш взгляд, в настоящее время важной задачей является качественное описание феномена Интернет-зависимости с попыткой выявить характерные для зависимого поведения механизмы, а также особенности самой Интернет-зависимости.
Одной из главных особенностей любой зависимости являются трудности саморегуляции, в основе которых лежит механизм нарушения структурирования внутреннего опыта, что проявляется в таких феноменах, как полезависимость, алекситимия, а также в искажениях образа Я и особенностях самооценки (Вермсер, 2000; Джекобсон, 2000; Елшанский, 1997; Кристалл, 2000; Сэбшин, 2000; Ханзян, 2000; Чудова, 2002). В нашей работе была поставлена задача исследования особенностей эмоциональной сферы Интернет-зависимых, в частности выявление элементов алекситимии как проявления трудностей аффективной регуляции. Алекситимия (термин введен в психологию зависимостей Кристаллом, позаимствовавшим его у П. Сифнеоса и Дж. Немии) клинически проявляется, главным образом, в неспособности дифференцировать свои эмоции и, как следствие, в невозможности выражать свои чувства словами. Неспособность идентифицировать у себя различные эмоциональные состояния приводит к практически полностью соматической форме выражения эмоций, делая аффекты непригодными для выполнения сигнальной функции и нарушая тем самым саморегуляцию. В результате зависимая личность, не имея возможности дифференцировать тревожные и депрессивные переживания, испытывает генерализованное чувство «неудовольствия», которое пытается облегчить за счет объекта своей зависимости, дающего замещающий эффект (Кристалл, 2000).
Поскольку значительная часть пользователей отдает предпочтение сервисам Интернета, связанным с общением (чаты, ICQ, блоги, социальные сети), мы предполагаем, что основные психологические дисфункции в случае Интернет-зависимости сконцентрированы именно в сфере общения. Подчеркнем, что одной из основных составляющих коммуникативного процесса является эмоциональный компонент, и успешность межличностного общения в значительной степени зависит от умения распознавать эмоциональное состояние другого (в первую очередь, по невербальным проявлениям) и, вряд ли возможных без этого умения, способностей партнеров к эмпатии (Бодалев, 1982). В целом, степень развития коммуникативных способностей (в частности, вышеназванных) влияет на гармоничность всей системы межличностных отношений человека, а значит, и на общее благополучие личности. По нашему мнению, при Интернет-зависимости страдает, в первую очередь, перцептивная сторона общения, функция которой состоит в формировании образа другого путем прочтения его психологических свойств и состояний для выбора адекватных способов общения (Глозман, 1987). Такие особенности, на наш взгляд, могут быть обусловлены, с одной стороны, самой спецификой компьютерной коммуникации (в частности, техническим ограничением информации о партнере по общению, неполнотой обратной связи), а с другой стороны, особенностями эмоциональной сферы Интернет-зависимых, в частности, алекситимией, характерной для зависимых пациентов. Таким образом, в ходе исследования мы предположили увидеть нарушения эмоционального компонента общения у Интернет-зависимых пользователей, а именно способности к эмпатии и умения считывать эмоциональные состояния партнеров по общению.
следующая – межличностные отношения
____________
Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости