Полученные факты могут свидетельствовать о том, что в основе описываемой формы амнестической афазии лежит нарушение чувственной основы слова, что и приводит к затруднению процесса наименования. Описанные данные получили проверку в ряде работ наших учеников — Н. Г. Семеновой (1975), Н. Г. Калиты (1976), С. К. Сиволапова (1980). Возникает вопрос: каким образом этот дефект гностического процесса отражается на уровне речи? В чем он проявляет себя? Было выдвинуто предположение, что слова, обозначающие конкретные предметы будут актуализироваться у больных с большим трудом, чем слова, обозначающие признаки и отношения предмета, т. е. те признаки, которые присущи предметам реального мира. Для проверки этой гипотезы был проведен специальный опыт1, в котором подтвердилось это предположение. В опыте участвовали больные с амнестической и акустико-мнестической афазией. Им предъявлялось 100 картинок, на которых были изображены: а) предметы обихода; б) предметы детского словаря; в) явления природы; г) действия; д) качества предмета (его цвет, вкус, форма). Каждому больному картинки предъявлялись 10 раз, фиксировалось время актуализации каждого слова у каждого больного. Полученный материал был подвергнут количественной обработке. Подсчитывалось среднее время для каждого слова у каждого больного и каждого слова у всех больных. Оказалось, что для всех больных время актуализации слов распределялось следующим образом (по степени возрастания трудности актуализации):
• слова, обозначающие качество, — среднее время 2 мин 5 с (1,4-7,0 мин);
• слова, обозначающие действие, — среднее время 9 мин 3 с (2,6—20,0 мин);
• слова, обозначающие предметы, — среднее время 1 мин 5 с (4,0-34,0 мин).
Таким образом, если в первой части эксперимента обнаружилось нарушение вычленения существенных признаков конкретных предметов, то вторая часть показала, что именно слова-наименования конкретных предметов актуализируются намного труднее слов, обозначающих качества и отношения предметов, т. е. тех признаков реального предметного мира, которые не имеют в своей основе сложных зрительных образов. Эти данные, с одной стороны, еще раз подтверждают предположение о связи нарушения номинативной функции речи с нарушением гностической основы слова, а с другой — показывают, что слова, обозначающие более обобщенные и абстрактные отношения предметного мира, актуализируются легче предметно отнесенных слов.
Проведенное исследование выявило связь нарушения называния с дефектами в зрительной сфере, т. е. с дефектами восприятия предметных образов-представлений, а также нарушение связи последних со словесными обозначениями.
Нарушение гностической основы слова проявляется в дефектах выделения характерных признаков отдельного предмета, в тенденции к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группы предметов. Конкретным механизмом этого дефекта является нарушение у больных способности к вычленению существенных признаков, по которым опознается предмет. На уровне речи этот дефект проявляется в нарушении вербальной избирательности. Вследствие этого все слова становятся равновероятными, а актуализация нужного слова замещается перебором всех слов из одной семантической группы. Предположение автора о связи нарушения процесса называния с дефектами зрительного восприятия и зрительных образов с нарушением связей со словесным обозначением получило подтверждение в ряде других исследований. В некоторых наших экспериментальных работах в качестве основного метода изучения природы и механизмов нарушения номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии было использовано восстановительное обучение (Цветкова, 1972а, в, 1975). В этих работах с целью восстановления процесса называния воздействовали не непосредственно на речевой дефект, а опосредованно — на дефект зрительного восприятия предметов и их зрительных образов. Основная работа велась над восстановлением зрительных, предметных представлений и их связи со словесными обозначениями. Анализ динамики восстановления называния указал на наличие зависимости эффекта восстановления функции называния от упрочения процесса зрительного восприятия и зрительных образов. В других наших работах была установлена корреляция степени нарушения номинативной функции речи со степенью нарушения зрительных предметных представлений (Цветкова, 1972а, 1974, 1976).
Методом рисования предметов по слову-наименованию, а также методом дорисовывания заданного фрагмента какого-либо предмета или абстрактных фигур до конкретного предмета (ломаная линия, квадрат, круг и т. п.) по возникшему у больного образу-представлению было обнаружено, что большее количество искаженных или ошибочно выполненных рисунков коррелирует с большей степенью нарушения процесса называния предметов. Восстановление предметных образов ведет к восстановлению функции называния. У больных с другими формами афазии (моторной и динамической) не было установлено нарушения предметных рисунков по типу их искажения или контаминации, но был обнаружен дефицит предметных рисунков.
3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение) – Предыдущая | Следующая – 3.1.1. Афазия и предметный образ (продолжение)