Глава 2 Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста (2.4.)

2.4. Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локаль­ного поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его осно­ве определить возможную локализацию. Эта процедура носит назва­ние нейропсихологического синдромного анализа нарушений ВПФ, воз­никающих при локальных поражениях мозга (рис. 2.1

Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при пораже­нии определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым ря­дом симптомов нарушения разных психических функций, с симпто- мокомплексом или синдромом.

Нейропсихологический синдром — это закономерное сочетание сим­птомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга.

Можно ли использовать понятия «симптом», «синдром» и проце­дуру синдромного анализа при анализе состояния психических функций у детей в том же контексте, что и у взрослых?

Положительный ответ на этот вопрос возможен в том случае, если основные принципы морфологической, нейрофизиологической орга­низации и работы функциональных систем у детей и взрослых совпадают. Основным, в этом случае, должно быть совпадение функ­ций мозговых зон, которые включаются в функциональные системы. Например, и у ребенка, и у взрослого за анализ речевых звуков должна отвечать левая височная область мозга. Понятно, что при этом возмож­ности функциональных систем ребенка и взрослого окажутся различ­ными в силу разной степени их сформированное™ и продуктивности. Можно ли в этом случае утверждать, что анализ речевых звуков, по мере его становления, будет осуществлять другая зона мозга и только по ходу онтогенеза, на каких-то поздних его этапах эта функция пе­рейдет к височной области, то есть произойдет изменение локализации нервного механизма, отвечающего за фонематический анализ?

Здесь следует обратиться к устоявшемуся утверждению, основан­ному на принципе динамической локализации ВПФ: локализация ВПФ меняется в процессе онтогенеза и научения, упражнения, то есть на разных этапах онтогенеза психическая функция опирается на раз­ные системы совместно работающих зон мозга. Например, ребенок мыслит припоминая (опирается на наглядные образы), а взрослый припоминает размышляя (опирается на анализ и синтез). Другими словами, изменение структуры психического процесса предполагает и изменение локализации компонентов функциональной системы, ко­торая его обеспечивает.

Более верным кажется другое утверждение: меняется не локализа­ция зон мозга, не система (как многозвенная морфологическая струк­тура), которую они образуют для обеспечения ВПФ, а в ходе онтогене­за меняется характер связей между мозговъши зонами. компонентами системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компо­нентов в обеспечении высших психических функций.

Это означает, что «материальная» структура функциональной сис­темы как совокупность входящих в нее зон мозга может в своей базо­вой, «скелетной» основе оставаться инвариантной. Все ее изменения, связанные с созреванием и развитием, происходят за счет внутренних перестроек во взаимодействии компонентов, необходимых для суще­ствования этой системы, а также за счет включения в базовую струк­туру системы тех «гибких» звеньев, которые обусловливаются инди­видуальной ситуацией развития ребенка.

Забегая несколько вперед, поскольку в последующих главах будут аргументироваться подтверждения нижеизложенному положению, можно выдвинуть основную гипотезу о локализации формирующих­ся психических функциях в детском возрасте.

Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиоло­гические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и раз­вития, позволяют утверждать, что общая, жесткая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, скла­дывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем происходит постепенное гетерохронное морфологичес­кое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсис­темные перестройки, в ходе которых происходит смена иерархии, суще­ствующей между отдельными компонентами внутри систем и система­ми. Базовая структура функциональных систем может также включать в свой состав новые «гибкие» звенья, если это обусловлено особеннос­тями индивидуальной ситуации развития ребенка.

Эта гипотеза позволяет говорить о возможности синдромного ана­лиза в детском возрасте, хотя и предполагает необходимость учета определенной специфики при его использовании.

В чем может проявляться эта специфика ?

Первая особенность такого анализа заключается в том, что в кли­нической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее про­явление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда является адекватным, если оценивается работа формирующихся, еще неокончательно сформированных психических функций.

Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, мо­гут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. По такое неблагополучие может иметь под со­бой две разные причины:

1)  нарушение работы психической функции;

2)   или ее несформированность.

Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением, и симптомы, связанные с недостаточной функциональной зрелостью того или иного участка мозга.

 

основные понятия-3 – предыдущая | следующая – основные понятия-5

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым