Развитие дотягивания на этом далеко не заканчивается. Дети, о которых мы говорили (до шести месяцев), могут из любого положения дотянуться до предмета, находящегося в любом направлении, и схватить его. Как мы убедились, это большой шаг вперед, но их поведение на этой стадии развития еще не достигло уровня взрослых. Поведение уравновешено относительно размера и формы предметов, но он еще не учитывает их веса (Moне и Бауэр, 1974). Это означает, что до непосредственного контакта с предметами дети не соизмеряют силу сжимания пальцев и напряжение рук с их весом.
Это можно показать, проанализировав хватательные движения, происходящие в результате соприкосновения с предметом. Шести- или семимесячный младенец хватает предмет изо всех сил независимо от его веса. Сила схватывания у разных детей различна, но главное в том, что у каждого младенца она постоянна и не зависит от веса предмета. В этом возрасте напряжение руки несколько приспосабливается к весу предмета, но это приспособление не имеет предваряющего характера. Когда дети этого возраста подносят ко рту предмет, дрожание руки вначале движения указывает на то, что напряжение мышц меняется. Если младенец берет предмет, то его рука обязательно сначала упадет под его тяжестью (рис. 6.21). Напряжение руки корректируется очень быстро, и предмет поднимается в нужное положение. Падение руки указывает на то, что младенец еще не научился предугадывать вес предмета. Предвидение на этой ступени еще не может быть развито — об этом свидетельствует то, что при многократных повторных попытках младенец неизменно опускает руку.
Рис. 6.21. На этом рисунке показаны два положеия руки: (вверху) — положение в момент взятия предмета и (внизу) — в конце действия в целом. Отчетливо видно, кяк падает рука младенца, когда он берет предмет (рисунки сделаны по видеомагнитофонной записи).
Примерно в девять месяцев картина поведения начинает меняться. Ребенок соизмеряет силу схватывания с весом предмета, но все еще делает это после того, как предмет уже взят (рис. 6.22). Всякий раз, даже после нескольких последовательных попыток, рука опускается под тяжестью предмета. На этой стадии развития напряжение руки и сила сжатия пальцев дифференцируются, чтобы лучше приспособиться к различному весу предметов. Но приспособление происходит уже после того, как предмет взят; младенец, не может предугадать, каков будет вес предмета, даже если он брал его несколько раз.
Рис. 6.22. Запись на ленте самописца, показывающая, как младенец приспосабливает хватательное движение к весу предмета, однако это приспособление осуществляется лишь после схватывания.
В год у детей происходит значительный сдвиг в сторону уравновешивания. При неоднократных последовательных предъявлениях предмета ошибки в силе сжатия и напряжении руки падают до нуля. Вскоре они исчезают уже при повторном предъявлении предмета. При первой попытке ребенок узнает, какое ему требуется усилие, чтобы удержать предмет, и немедленно воспроизводит его во второй пробе. То же относится и к необходимому напряжению руки, которое определяется во время первой пробы, а затем применяется всякий раз при предъявлении данного предмета (см. рис. 6.23).
(Рис. 6.23. Нa каждом рисунке показаны два наложенных друг па друга положении рукн: положение руки в момент взятия предмета и в конце действия. На верхнем рисунке показано первое схватывание предмета, а на нижнем — второе. Сравнивая эти рисунки, можно легко видеть, что информация о весе предмета, полученная при нервом предъявлении, немедленно попользуется при втором предъявлении того же самого предмета. Обратите внимание на значительное уменьшение амплитуды падения руки (рисунки сделаны по видеомагнитофонной записи).
координированность – предыдущая | следующая – вес предметов
Психическое развитие младенца. Содержание.