Глава 2. Обработка данных обследования письма учащихся начальных классов
Иншакова О.Б., Обнизова Т.Ю.
2.1. Обработка результатов обследования письма школьников первых классов (начало обучения)
Задание 1. Написание фамилии и имени. В данном задании оценке подлежит правильность выполнения (продуктивность), количество и характер допущенных при этом ошибок. 1. Оценка правильности (продуктивности) выполнения задания: 15 баллов — имя и фамилия написаны без ошибок (не считая отсутствия заглавных букв); 10 б — в имени и фамилии не более 3 ошибок, фамилия и имя написаны фонетически правильно. Например, «Иваноф» — Иванов; 5 б — в имени и фамилии более 3 ошибок, правильно написано только имя или только фамилия; 6 б — имя написано с ошибками, не написано ничего.Дополнительно к полученному результату начисляется по 1 баллу за:
написание с заглавной буквы имени; написание с заглавной буквы фамилии; раздельное написание имени и фамилии. 2. Количество и характер ошибок. Подсчитывается количество: а) пропущенных букв: согласных, гласных, знаков Ь, Ъ; вставок лишних букв; перестановок букв; б) смешений согласных и гласных; в) оптических, кинетических, нарушений передачи графического образа букв (неточность и неадекватность). 3. Зрительно-пространственные трудности: не использование рабочей строки, написание имени и фамилии не с начала рабочей строки, зеркальные ошибки при написании букв. Задание 2. Самостоятельное написание алфавита. В этом задании оценивается несколько показателей, среди которых: 1. Продуктивность выполнения (количество правильно написанных по памяти букв). Для оценки продуктивности подсчитывается общее число правильно написанных: согласных, гласных, дополнительных знаков (Ь,Ъ). В продуктивность не входят допущенные во время выполнения задания ошибки любого порядка. 2. Ошибки написания букв. Вычисляется количество: а) повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания); б) неверно изображённых букв: неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы; 3. Зрительно-пространственные трудности. А. Нахождение начала строки (здесь и далее оцениваются по выполнению 1-ой строки). О б — буквы расположены хаотично, по кругу, в столбик, написаны не в рабочем пространстве (по краю листа); 1 б — написание букв с середины предполагаемой строки; 2 б — написание букв со значительным отступом от предполагаемого начала строки; 3 б — написание с начала предполагаемой строки. Удержание строки при письме: Об — уход строки на 2-е и более высоты строки вверх или вниз, хаотичное написание; 1 б — уход строки вверх или вниз на 1 высоту строки, «пляшущая» строка, написание в столбик большинства букв; 2 6 — уход букв на верхнюю или нижнюю линию строки, возврат в рамки в конце строки, написание в столбик по 2-3 буквы; 3 6 — удержание строки. Колебания высоты букв в строке: О б — все или преобладающее большинство букв в строке разновысокие; 1 б — более половины букв в строке колеблются по высоте; 2 б — единичные случаи колебания букв по высоте в середине строки; 3 б — все буквы имеют одинаковую высоту. Колебания наклона букв в строке: О б — все или преобладающее большинство букв в строке имеют разный наклон; 1 б — более половины букв имеют различный наклон, наклонены в левую сторону; 2 6 — единичные буквы имеют различный или левосторонний наклон; 3 6 — все буквы написаны ровно или с одинаковым наклоном*. Б. Зеркальность «право-лево» при написании букв. Нарушения удержания рабочей программы во время письма. Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы. Тенденция к макро- или микрографии (здесь и далее определяется исходя из того, что средняя высота печатных букв у первоклассников равна 8 мм): а) макрография: 3 6 — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 1,5 раза; 2 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2 раза; 1 б — все буквы выше или увеличиваются к концу строки в 2,5 раза; б) микрография: 3 6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 1,5 раза; 2 6 — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2 раза; 1 б — все буквы меньше или уменьшаются к концу строки в 2,5 раза. 6. Присутствие гипер- или гипотонуса (здесь и далее): а) гипертонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует; б) гипотонус: 1 б — отсутствует; Об — присутствует. Отдельно выписываются буквы, самостоятельно не написанные ребенком. Уточняются неизвестные ребёнку согласные, гласные и Ь, Ъ. Задание 3. Диктант букв. В этом задании оценивается продуктивность выполнения, количество и характер ошибок, допущенных ребёнком. 1. Продуктивность выполнения. Подсчитывается общее число правильно написанных под диктовку: согласных и гласных букв. В продуктивность не входят ошибки любого порядка. 2. Ошибки написания букв. Вычисляется количество: а) повторов ранее написанных букв (трудности переключения при выполнении задания); б) графически неверно изображённых букв: оптические ошибки, смешения сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведения букв; в) ошибок звукового анализа и синтеза: пропусков, вставок и перестановок букв; г) смешений: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, соноров, заднеязычных, аффрикат и их компонентов, согласных сходных по месту и способу образования, гласных букв. 3. Зрительно-пространственные трудности. 4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма. Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы. 5. Тенденция к макро- или микрографии. 6. Присутствие гипер- или гипотонуса.Дисграфия - предыдущая | следующая - Диктант
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников