/     /  
Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Сейчас имеются расчлененные гипотетические представления об организации грамматики мышления [Поспелов, Пушкин 1972, 30—32].

История изучения творчества крупных мыслителей знает много интроспективных описаний процесса мышления [см.: Адамар 1970]. Для нашего изложения представляют интерес описание рефлексии исследователей над своим мышлением с точки зрения знаковых опосредователей мыслительных процес­сов.

Известный психолог языка Ф. Кайнц специально занимался проблемой знаковых опосредователей мыслительной работы ис­следователей в области естественных наук и техники [Kainz 1954].

Анализ протоколов описания интроспективных наблюдений исследователей позволил Ф. Кайнцу сделать выводы о том, что их мышление опосредовано различными знаковыми системами. «…Они (протоколы.—Е.Т.,Н.У.) единообразно и убедительно свидетельствуют о том, что у опрошенных естествоиспытателей и техников собственно мыслительная работа протекает в неязы­ковой сфере и языковая формулировка приобретает значение на сравнительно позднем этапе работы, когда речь идет о том, чтобы установить связи и отношения и подготовить результаты исследования для письменного изложения или устного доклада. Различие этих предметных структур, в пределах которых осу­ществляется мышление естествоиспытателей, не опирающееся на язык, зависит, естественно, от области деятельности» [Там же, 83].

Небезынтересны выводы Кайнца о типологии мышления исследователей на основе критерия вида опосредования мысли­тельной деятельности. По Кайнцу, можно выделить типы преи­мущественно предметного и преимущественно вербального мыш­ления. Если мышление последнего типа едва ли возможно без языковых опор, то для мышления первого типа отказ от язы­ковых опор возможен не только для исходной ситуации, но и для дальнейших этапов мыслительной деятельности, так как здесь имеются в распоряжении средства другого рода (нагляд­ные представления, диаграммы, формулы). В соответствии с этим Ф. Кайнц предлагает различать естественно-технический и гуманитарно-философский типы мышления.

Научная работа философа явным образом связана с язы­ком, а так как связи языка и мышления исследуются преимущественно философами, то становится ясно, почему среди них много сторонников идеи неразрывности языка и мышления. По этой же причине философы, а также лингвисты в исследовани­ях о языке и мышлении с большой долей удивления и скепсиса ссылаются на самоотчеты крупных естествоиспытателей, в кото­рых описываются достаточно тривиальные случаи преимущест­венно предметного, по классификации Ф. Кайнца, мышления.

В ряду работ, в которых ученые интроспективно описывают собственную мыслительную деятельность, исследование крупно­го современного математика Б. Л. Ван дер Вардена «Мышле­ние без языка» [Van Der Waerden 1954, 165—173] представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это ра­бота математика, к рутинным исследовательским процедурам которого относится интроспективный анализ собственной мыс­лительной деятельности. Во-вторых, целью исследования Б. Л. Ван дер Вардена является анализ языковых и неязыковых средств мыслительной деятельности математика.

Рассмотрение мышления математика Ван дер Варден начи­нает с анализа языковых средств, которыми пользуется гео­ метр. В качестве примера он берет понятие так называемой улитки Паскаля, история возникновения которого известна.

Дефиниция улитки Паскаля имеет такой вид: плоская кри­вая, определяемая как геометрическое место точек М и М1, расположенных на прямых пучка с центром в точке О, лежащей на данной окружности, и находящихся на равном расстоянии а по обе стороны от точки пересечения Р прямых пучка с ок­ружностью [Мантуров и др. 1965, 469]. На рисунке улитка Пас­каля изображена сплошной линией. В прямоугольных коорди­натах уравнение улитки Паскаля имеет вид: (х2 + у2—2Rx)2— —а2(х2 + у2) = 0, где R — радиус данной окружности.

Понятие улитки Пас­каля в мышлении геомет­ра репрезентировано тре­мя представлениями:

1) преимущественно двигательным образом того, как строится кри­вая путем проведения пучка прямых, отклады­вания отрезков и т. д.;
2) наглядным обра­зом плоской кривой;
3) словом.



Первое представле­ние является существен­ным, если оно исчезает из памяти, то исчезает и понятие кривой, даже тогда, когда математик помнит, как она выгля­дит. Двигательное представление о построении улитки Паскаля, которое существует не на вербальной основе, вполне достаточно для того, чтобы геометр мог заниматься ее исследованием. От­сутствие наглядного представления не нарушает работу геомет­ра: чертеж кривой может быть получен на основе моторного представления о ее построении.

Вербальное обозначение кривой, по мнению Ван дер Вардена, абсолютно несущественно. Он утверждает, что Паскаль, который открыл эту кривую, сначала построил ее, затем уви­дел, что она напоминает улитку, а потом дал ей имя «улитка» (limacon) [Там же, 166].

Четвертое представление, которое ассоциировано с улиткой Паскаля,— это ее уравнение. Но это представление, по мнению Ван дер Вардена, вторично и необлигаторно, так как уравне­ние кривой легко выводимо из ее определения.

Ван дер Варден приходит к выводу, что для понимания гео­метрических понятий необходимы наглядные и двигательные представления, но не вербальные средства, использование кото­рых становится неизбежным только в случае сообщения сведе­ний о геометрических фигурах.

Понятие денотата – предыдущая | следующая – Наглядные образы


Исследование речевого мышления в психолингвистике


Консультация психолога при личных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)