/     /  
Методологические проблемы исследования речевого мышления (продолжение)

Методологические проблемы исследования речевого мышления (продолжение)

Методологические проблемы исследования речевого мышления (продолжение)

Предоставим в этой связи слово О. К. Тихомирову — одному из наиболее активных и продуктивных исследователей психоло­гии мышления. В статье «Мышление как психическая деятель­ность» он пишет: «…многообразие подходов и сложность самого изучаемого объекта привели к тому, что самый термин «мышле­ние» часто употребляется в различных значениях, фиксирующих лишь некоторые его характеристики. В этой связи полезно вы­делить три наиболее часто употребляющихся значения терми­на: а) мышление как знание (понятийное знание, мысль — в от­личие от ощущения), б) мышление как процесс, в результате которого достигается новое знание (как познание, переход от незнания к знанию), в) мышление как одна из человеческих способностей (разум — в отличие от чувства, воли и др.)» [Ти­хомиров 1970, 257].
В книге в разной мере представлены все три понимания мышления.

Для характеристики речевого мышления существенно пони­мание его как понятийного мышления, как понятийного знания в отличие, например, от сенсомоторного мышления. В речевом мышлении субъект познания отражение действительности за­крепляет в «теле» знака, некоторой чувственно воспринимаемой субстанции (или в ее субъективном образе), «привязав» к этой субстанции, не имеющей ничего общего с отражаемым объек­том, знания, добытые в процессе мышления. В сенсомоторном мышлении — генетически первом этапе формирования интеллек­та, по Ж. Пиаже, — которое у ребенка возникает при опериро­вании предметами, — это приобретаемая им схема действия с предметами. Это знание, в известном смысле эквивалент значе­ния в языковом знаке, «привязано» не к другой субстанции («телу» знака), а к тем же предметам, при манипулировании которыми ребенок овладел схемой. Такой способ получения но­вого знания ребенком на доречевом этапе сопоставим с мыс­лительными процессами не только потому, что это один из эта­пов формирования интеллекта, генетически предшествующий формированию собственно речевого мышления, но и потому, что здесь сделан первый шаг к формированию навыков оперирова­ния предметами, к формированию навыков отражения свойств предметов, не доступных непосредственному чувственному вос­приятию, т. е. шаг к собственно мышлению: здесь произошло выделение (абстрагирование) на основе ассимиляции некото­рых свойств предметов и конденсирование их в схему действия с этими предметами (подробнее см. ниже) [Piaget 1979, 247— 251; Валлон 1956].

В анализе мышления нами используется понимание его как процесса, «в результате которого достигается новое знание». Такое понимание плодотворно при осмыслении процессов гене­зиса мышления. В процессе интеллектуальных действий, осу­ществляемых ребенком под контролем и при содействии взрос­лого, накапливаются новые знания — когнитивная база интел­лекта, которая есть результат предыдущих этапов онтогенеза и основа последующего развития интеллектуальных способностей ребенка.

Характеристика мышления как процесса получения нового знания важна для различения у мышления функции отраже­ния действительности и функции планирования деятельности. Противопоставление мышления иным формам отражения дейст­вительности (восприятию, ощущениям, воображению, чувствам*, памяти) выделяет интеллект и мышление как высшую и специ­фическую его форму и дает возможность понять функции речи в мышлении. Иногда такое смешение различных аспектов проб­лемы мышления наблюдается еще и сейчас, хотя для решения проблемы мышления сделано чрезвычайно много, — наибольшие заслуги принадлежат философии, психологии, лингвистике,, психолингвистике.

В философии были получены важные результаты при иссле­довании логических форм мышления, в борьбе против логиче­ского позитивизма в теории познания, при разработке проблем знака, при развитии деятельностного объяснительного принци­па; и, наконец, следует особо подчеркнуть разработку понятий, идеального и превращенной формы.

В психологии также были созданы предпосылки для реше­ния проблемы мышления. Не считая достижений, полученных в работах по собственно мышлению и речевому мышлению и при исследовании речевых патологий, наиболее значимые ре­зультаты были достигнуты в теории деятельности в ходе адап­тации деятельностного объяснительного принципа к психологии, в теории поэтапного формирования умственных действий, в тифлосурдопедагогике. Особое место в разработке проблем ге­незиса интеллекта и речевого мышления занимают работы Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова.
Свой вклад в решение проблемы речевого мышления линг­вистика сделала исследованиями о соотношении логических и: языковых категорий и работами по значению и языковым зна­кам.

Психолингвистика, занимаясь в основном проблемами по­рождения и восприятия речи, дает возможность разграничить процессы речевого мышления и порождения речевого высказы­вания. Отечественная психолингвистика, теория речевой дея­тельности, разрабатывая проблемы речевого общения, позволя­ет более адекватно интерпретировать исследования Ж. Пиаже по генетической эпистемологии. В процессе критики концепции Н. Хомского о речепорождении и генезисе языковой способно­сти были получены нетривиальные результаты.

Субъект и объект – предыдущая | следующая – Исследования мышления

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)