Исследование знания разрядности строения числа у этого больного показало, что он может правильно прочитать многозначное число, лишь разделенное по классам. При чтении чисел, не расчлененных на классы, у больного возникают ошибки из-за фрагментарности восприятия, инертности возникающих стереотипов. Больной не ориентируется в задании, не проводит нужного предварительного анализа состава числа, а сразу же по предъявлении числа начинает читать его, не испытывая потребности в контроле.
Выписка из протокола:
Больному дается число 32 ООО 451. Больной: «Триста тысяч четыреста пятьдесят один». — «Разве?» — «А что, не так? Может быть, триста двадцать? Нуда, триста двадцать тысяч четыреста пятьдесят один». — «Правильно?» — «Конечно». Число 200 344 больной читает: «202 тысячи 344 рубля». — « Откуда Вы взяли рубли?» — «Я так думаю». — « Читайте внимательно». — «20 тысяч триста сорок четыре».
Создание определенных условий, укрепляющих ориентировку больного в условии задания и снижающих инертность стереотипов, вело к правильному выполнению задания. Число разделялось на классы: 35.058.176. Больной: «35 миллионов 58 тысяч 176».
В счетных операциях также обнаруживались характерные ошибки. Например, 88 : 8 – 10,44:4 = 10 и т. п. Примеры на вычитание с переходом через десятки: 35 — 17 = … Больной: «35 пополам — будет 17». — «Как вы получили 17?» — «Разделил пополам». — «А что вам нужно сделать?» — «35 — 17». — «Отнимайте по частям». — «35 — 10 = 20, нет 25… еще сколько отнять?.. 1… значит, 25 отнять 7 — будет 17».
«Отнимайте от 100 по 7». — «100 — 7 = 93, 93 – 3 = 90, 90 – 3 = 87, 87—7 = 80», т. е. больной постоянно персеверировал предыдущее вычитаемое, не контролировал свое задание.
Восстановительное обучение больных этой группы ведется по программам, содержание которых отвечает структуре нарушения функции счета. Программы состоят из ряда указаний на те или иные операции, которые больные должны выполнять в заданной последовательности.
Одна группа больных задание на составление заданного числа из различных комбинаций чисел не выполняет из-за невозможности преодолеть инертность, персеверации. Восстановительное обучение подтвердило этот механизм нарушения. Пользуясь программой, больные правильно выполняли задание и давали нужный ряд сочетаний чисел.
Приведем пример. Больная А. (ист. б. № 43050), 40 лет, образование 7 классов, удалена арахноидендотелиома из заднелобной области слева. Задание «Составить число 12 из других чисел» она выполнила следующим образом: «6 и 6,5 и 7,5 и 7,6 и 6,6 х 4… нет, 5 и 7… значит, 6 и 6».
Больной предложена программа:
1. Составьте число х (в данном случае 12) из других чисел при помощи сложения. Дайте как можно больше комбинаций.
2. Теперь получите то же число из других чисел при помощи вычитания. Дайте как можно больше сочетаний. И т. д.
Больная, читая каждый пункт программы, сумела преодолеть инертность стереотипов.
1-й пункт программы: «10 и 2,4 и 8, 6 и 6, 11 и 1,3 и 9».
2-й пункт программы был выполнен с большим трудом: «12 отнять 10…ну…нет… 12 и 13 отнять 1, 14… отнять 2».
3-й пункт: «Умножение… 6 х 2, 2 х 6 три раза… 4, 12 раз один».
Таким образом, программа позволяет выполнить задание.
Дефекты в чтении многозначных чисел также снимаются с помощью программ, предъявляемых больным в письменном виде.
Приведем пример. Больная Т. (ист. б. № 43991), 40 лет, инженер. Читала число 300 628 101 как ряд трехзначных чисел — «300 и 628 и 101», число 482 204401 прочитано ею фрагментарно, без учета его разрядного строения «482 тысячи 204 и 401». Программа, предложенная больной, способствовала преодолению дефекта и тем самым уточнила структуру и механизмы нарушения этого процесса.
1. Разбейте число на классы.
2. Отделите каждый класс числа запятой.
3. Назовите, какой класс выделили.
4. Надпишите сверху название класса.
5. Выделите следующий класс числа.
6. Назовите его.
7. Надпишите его.
8. Прочитайте название числа.
В этой программе были вынесены вовне все промежуточные операции, последовательность их выполнения, контроль. Все это вместе организовывает поведение больных, их ориентировку и контроль задания. Позже содержание программы сокращается и больные правильно выполняют задание уже по сокращенной программе.
1. Выделите классы в числе.
2. Отметьте каждый класс запятой.
3. Подчеркните его.
4. Прочитайте число.
Программа направлена на создание у больного ориентировки в задании, стратегии в деятельности, способствуя и концентрации внимания. Она совершенно не обеспечивает способы выполнения самих операций, требующих знания разрядного строения числа, учета направления и построения в чтении числа, а лишь создает условия для концентрации внимания, для ориентировочно-исследовательской деятельности, программирует поведение в ситуации выполнения задания и обеспечивает контроль. Со-здание этих условий необходимо и достаточно для правильного выполнения задания больными с «лобным синдромом».
10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения – предыдущая | следующая – 10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.