10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения

Приведем пример оптической (затылочной) акалькулии. У больной Р., ист. б. № 34285, удалена опухоль tentoriuma, киста подходила под кору нижней теменной доли. Нейропсихологическое исследование показало наличие височно-теменно-затылочного синдрома: акустико-мнестическая афазия, элементы семантической афазии, литеральная оптическая аграфия и алексия, теменно-затылочная акалькулия. Дефекты оптического восприятия знаков (букв, цифр) проявлялись в заменах оптически сходных знаков, в дефектах восприятия их пространственной ориентации, а также в увеличении времени опознания знаков. Так, число 896 больная опознавала (читала) 9 секунд («восемьдесят шесть… нет, не то! восемьдесят девять… восемьсот шестьдесят шесть… нет, может быть, восемьсот девяносто шесть, что ли? Но я не уверена»). Число 750 было прочитано как 739, число 5350 — как 585 и т. д. Число XI она прочитала как 51 (затем как 9), число XII — как 15 и т. д.

Вычислительные операции: распалось знание таблицы умножения. Автоматизированный процесс воспроизведения таблицы умножения был замещен произвольным актом. Так, операцию умножения 3×7 она выполняет следующим образом: «Три умножить на семь будет двадцать восемь… Нет, что я… три на семь равно… кажется… восемнадцать… Ой, я все забыла?!» Вычитание было нарушено из-за дефектов пространственных представлений и разрядного строения числа. Задание от 45 отнять 18 она выполняет следующим образом: «Так, сорок пять отнять десять… сначала будет тридцать пять, а теперь отнять семь». — «Почему семь ? Откуда вы получили это число?» — «Ведь единицу-то мы уже отняли». — «Но ведь это был один десяток». — «А как же мне быть дальше? (Пауза.) Все-таки я думаю так: сорок пять минус десять будет тридцать пять, тридцать пять отнять семь… Нет, не знаю».

Восстановительное обучение в этих случаях ведется в направлении исправления дефектов оптического и оптико-пространственного восприятия. За два месяца обучения больная могла читать и писать под диктовку простые и сложные числа и все цифры. Могла проанализировать разрядный состав заданных чисел. Однако эти процессы все еще протекали замедленно, произвольно, нередко с ошибками. Счетные операции стали доступными для больной.

Этот случай является иллюстрацией легко выраженной теменно-затылочной акалькулии с преимущественными дефектами оптического восприятия.

С неспецифическими нарушениями счета и счетных операций можно встретиться и при поражении височных отделов коры левого полушария. В этих случаях нарушения счета идут в синдроме акустической агнозии вместе, на фоне нарушения фонематического слуха и слухоречевой памяти. При височной акалькулии становится недоступным узнавание чисел со слуха и называние их. Именно поэтому наиболее грубые дефекты счета и счетных операций обнаруживаются в их устной форме. Однако структура числа и счета в этом случае остается сохранной. Замещение дефектного акустического анализатора сохранным зрительным приводит к хорошим результатам восстановления счета.

10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения

Совсем другая форма нарушения счета обнаруживается при поражении лобных долей мозга, которые играют значительную роль в выработке и сохранении известных программ действия, позволяя менять эти программы по мере изменения ситуации и придавая деятельности подвижный, избирательный характер. Поражение лобных долей не ведет к поражению зрительной или слуховой рецепции, не вызывает распада пространственных схем и не сказывается на выполнении сложных логико-грамматических операций. Центральным механизмом нарушения счета в этих случаях является грубое нарушение выработки программ действия и подчинения им поведения; интеллектуальная деятельность утрачивает избирательность и целенаправленность. Естественно, что нарушение основных компонентов деятельности так или иначе отражается на протекании счета и счетных операций. У больных с лобным синдромом процесс счета и понятие числа нарушаются вторично. В нейропсихологической картине нарушения отмечается сохранность узнавания и называния чисел, процесс автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и др.). Число и операции счета нарушаются у них как целенаправленная избирательная деятельность. В клинической картине нарушения эти дефекты проявляются в нестойкости задания, в дефектах активной поисковой деятельности (т. е. нарушается создание программы действия), в импульсивно всплывающих побочных связях чисел, в упрощении программы действия (иногда в инертных стереотипах) и, наконец, в нарушении сличения эффекта с исходными данными. Эти дефекты интеллектуальной деятельности обнаруживаются прежде всего в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих последовательности операций, удержания промежуточных результатов, сличения полученных результатов с исходными данными.

Нарушения счета, возникающие при поражении задне-лобных систем мозга, несколько отличаются по механизмам возникновения и клиническому проявлению от акалькулии, протекающей в других вариантах «лобного синдрома». Дефекты счета здесь обычно идут в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций. Эти дефекты, идущие нередко совместно с эфферентной моторной афазией, также не затрагивают первично структуру процесса счета, однако персеверации затрудняют протекание этой функции. Счетные операции приобретают развернутый, деавтоматизиро-ванный характер. Грубые нарушения речи при массивных поражениях заднелобных отделов еще больше затрудняют протекание функции счета.

Приведем соответствующий пример. Больной Ш. 47 лет, ист. б. № 43119, со средним техническим образованием. После удаления внутримозговой опухоли левой лобной доли.

Выписка из протокола:

Больному дается задание составить число 18 из других чисел в их разной комбинации. Больной: «9 и 9… 9 и 9 напополам… 9 разделить на два нельзя… 9 и тут не получается». — «А еще из каких чисел можно составить число 18?» — «9 и 9, 9… и 12…»

10.2. Неспецифические формы нарушения счета (вторичная акалькулия). Методы восстановления – предыдущая  | следующая –   10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.