canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения. Особенности лобной акалькулии, способы коррекции.

10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения

Приведем пример оптической (затылочной) акалькулии. У больной Р., ист. б. № 34285, удалена опухоль tentoriuma, киста подходила под кору нижней теменной доли. Нейропсихологическое исследование показало наличие височно-теменно-затылочного синдрома: акустико-мнестическая афазия, элементы семантической афазии, литеральная оптическая аграфия и алексия, теменно-затылочная акалькулия. Дефекты оптического восприятия знаков (букв, цифр) проявлялись в заменах оптически сходных знаков, в дефектах восприятия их пространственной ориентации, а также в увеличении времени опознания знаков. Так, число 896 больная опознавала (читала) 9 секунд («восемьдесят шесть… нет, не то! восемьдесят девять… восемьсот шестьдесят шесть… нет, может быть, восемьсот девяносто шесть, что ли? Но я не уверена»). Число 750 было прочитано как 739, число 5350 — как 585 и т. д. Число XI она прочитала как 51 (затем как 9), число XII — как 15 и т. д.

Вычислительные операции: распалось знание таблицы умножения. Автоматизированный процесс воспроизведения таблицы умножения был замещен произвольным актом. Так, операцию умножения 3×7 она выполняет следующим образом: «Три умножить на семь будет двадцать восемь… Нет, что я… три на семь равно… кажется… восемнадцать… Ой, я все забыла?!» Вычитание было нарушено из-за дефектов пространственных представлений и разрядного строения числа. Задание от 45 отнять 18 она выполняет следующим образом: «Так, сорок пять отнять десять… сначала будет тридцать пять, а теперь отнять семь». — «Почему семь ? Откуда вы получили это число?» — «Ведь единицу-то мы уже отняли». — «Но ведь это был один десяток». — «А как же мне быть дальше? (Пауза.) Все-таки я думаю так: сорок пять минус десять будет тридцать пять, тридцать пять отнять семь… Нет, не знаю».

Восстановительное обучение в этих случаях ведется в направлении исправления дефектов оптического и оптико-пространственного восприятия. За два месяца обучения больная могла читать и писать под диктовку простые и сложные числа и все цифры. Могла проанализировать разрядный состав заданных чисел. Однако эти процессы все еще протекали замедленно, произвольно, нередко с ошибками. Счетные операции стали доступными для больной.

Этот случай является иллюстрацией легко выраженной теменно-затылочной акалькулии с преимущественными дефектами оптического восприятия.

С неспецифическими нарушениями счета и счетных операций можно встретиться и при поражении височных отделов коры левого полушария. В этих случаях нарушения счета идут в синдроме акустической агнозии вместе, на фоне нарушения фонематического слуха и слухоречевой памяти. При височной акалькулии становится недоступным узнавание чисел со слуха и называние их. Именно поэтому наиболее грубые дефекты счета и счетных операций обнаруживаются в их устной форме. Однако структура числа и счета в этом случае остается сохранной. Замещение дефектного акустического анализатора сохранным зрительным приводит к хорошим результатам восстановления счета.

10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения

Совсем другая форма нарушения счета обнаруживается при поражении лобных долей мозга, которые играют значительную роль в выработке и сохранении известных программ действия, позволяя менять эти программы по мере изменения ситуации и придавая деятельности подвижный, избирательный характер. Поражение лобных долей не ведет к поражению зрительной или слуховой рецепции, не вызывает распада пространственных схем и не сказывается на выполнении сложных логико-грамматических операций. Центральным механизмом нарушения счета в этих случаях является грубое нарушение выработки программ действия и подчинения им поведения; интеллектуальная деятельность утрачивает избирательность и целенаправленность. Естественно, что нарушение основных компонентов деятельности так или иначе отражается на протекании счета и счетных операций. У больных с лобным синдромом процесс счета и понятие числа нарушаются вторично. В нейропсихологической картине нарушения отмечается сохранность узнавания и называния чисел, процесс автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и др.). Число и операции счета нарушаются у них как целенаправленная избирательная деятельность. В клинической картине нарушения эти дефекты проявляются в нестойкости задания, в дефектах активной поисковой деятельности (т. е. нарушается создание программы действия), в импульсивно всплывающих побочных связях чисел, в упрощении программы действия (иногда в инертных стереотипах) и, наконец, в нарушении сличения эффекта с исходными данными. Эти дефекты интеллектуальной деятельности обнаруживаются прежде всего в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих последовательности операций, удержания промежуточных результатов, сличения полученных результатов с исходными данными.

Нарушения счета, возникающие при поражении задне-лобных систем мозга, несколько отличаются по механизмам возникновения и клиническому проявлению от акалькулии, протекающей в других вариантах «лобного синдрома». Дефекты счета здесь обычно идут в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций. Эти дефекты, идущие нередко совместно с эфферентной моторной афазией, также не затрагивают первично структуру процесса счета, однако персеверации затрудняют протекание этой функции. Счетные операции приобретают развернутый, деавтоматизиро-ванный характер. Грубые нарушения речи при массивных поражениях заднелобных отделов еще больше затрудняют протекание функции счета.

Приведем соответствующий пример. Больной Ш. 47 лет, ист. б. № 43119, со средним техническим образованием. После удаления внутримозговой опухоли левой лобной доли.

Выписка из протокола:

Больному дается задание составить число 18 из других чисел в их разной комбинации. Больной: «9 и 9… 9 и 9 напополам… 9 разделить на два нельзя… 9 и тут не получается». — «А еще из каких чисел можно составить число 18?» — «9 и 9, 9… и 12…»

10.2. Неспецифические формы нарушения счета (вторичная акалькулия). Методы восстановления – предыдущая  | следующая –   10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика