Введение (продолжение)

Такая работа активно проводится в Лаборатории нейропсихоло­гии факультета психологии МГУ, где создан и апробирован набор из 24 тестов, уточнены и зафиксированы методические процедуры, а также способы обработки тестовых данных, выделены нейропсихологические показатели, максимально чувствительные к «нейропсихологическим факторам» (Ахутина, Полонская, Пылаева, Яблокова, Максименко — отчеты 1991-1992 гг., публикации 1996 г. и след.). В част­ности, в диссертационном исследовании Л.В. Яблоковой, осуществ­ленном под руководством Т.В. Ахутиной, была разработана процеду­ра валидизации предложенных параметров оценки выполнения тестов и их интерпретации на основе синдромного анализа групповых дан­ных (Яблокова, 1998; Ахутина, Яблокова, Полонская, 2000). Даль­нейшая проверка работоспособности методики была осуществлена при сравнительном изучении детей группы нормы, детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи в дис­сертационных исследованиях З.А. Меликян (2002) и Т.А. Фотековой (2003). Было проведено 4 лонгитюдных популяционных исследова­ния детей старшего дошкольного возраста (подготовительная груп­па), младшего школьного возраста и среднего школьного возраста (8-9 классы). В двух из них исследовалась устойчивость/изменчи­вость параметров оценки, связанная с возрастной динамикой и уровнем развития.

Важной особенностью разработанного в Лаборатории нейропси­хологии МГУ подхода является соотнесение функционального диаг­ноза, определяемого по данным тестирования, с особенностями пове­дения и учебной деятельности учащихся. Разработанные сотрудни­ками Лаборатории методы «следящей диагностики» позволяют уви­деть при наблюдении за поведением ребенка и анализе тетрадей про­явления функционального дефицита (Пылаева, 1995; Ахутина, Золо­тарева, 1997; Ахутина, 2001). Так, у учащихся младших классов ха­рактерными ошибками в письме при одном функциональном дефици­те являются пропуск и замены согласных, при другом дефиците — гласных, тогда как при третьем — преобладают орфографические ошибки, неправильное оформление начала и конца предложения при знании соответствующих правил (Величенкова, Иншакова, Ахутина, 2001; Фотекова, 2002). Нейропсихологически ориентированный метод наблюдений не только делает нейропсихологический подход к диагностике экологически валидным, но и позволяет говорить на общем языке с учителями, играющими ключевую роль в учебном процессе.

Процесс разработки «Методов нейропсихологического обследования детей 6-9 лет» продолжается. Актуальными задачами на сего­дня являются:

1)    сопоставление чувствительности проб и параметров оценки нейропсихологической батареи и батареи тестов на оценку школьной готовности;

2)    анализ точности прогноза школьной успешности по данным нейропсихологического обследования;

3)    дальнейшая разработка методов «следящей диагностики», в частности, анализ проявлений различных функциональных дефицитов в овладении чтением и математикой.

Таблица 1

Батарея тестов для обследования детей 6-9 лет

Блок программирования и контроля

1. Серийная организация движений и действий динамический праксис, реципрокная координация, графическая проба, вы­полнение ритмов по инструкции, за­вершение предложений, рассказ по се­рии картинок
2. Программирование и контроль произвольных действий реакция выбора, таблицы Шульте, счет, решение задач, ассоциативные ряды, “пятый лишний”, раскладывание серии картинок

Блок приема, переработки и хранения информации

1.Обработка кинестети­ческой информации праксис позы пальцев, оральной прак­сис
2. Обработка слуховой информации воспроизведение и оценка ритмов, по­нимание слов, сходных по звучанию, по значению, слухоречевая память
3. Обработка зрительной информации наложенные рисунки, перечеркнутые рисунки, незаконченные рисунки, зри­тельные ассоциации
4. Обработка зрительно- пространственной ин­формации пробы Хэда, конструктивный праксис, кубики Кооса, рисунок трехмерного объекта, зрительно-пространственная память, понимание логико-граммати­ческих конструкций

Энергетический блок и подкорково-стволовые структуры

их состояние оценивается при выполнении всех проб, особенно двигательных и таблиц Шульте, при этом учитываются колебания _ внимания, истощение, микро- и макрография; гипо- и гипертонус

 

Несмотря на стоящие впереди задачи уже сегодня можно ска­зать, что «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет» могут быть использованы соответствующе подготовленными школьными психологами для выявления качественной специфики развития психики у данного ребенка, выявления неравномерности развития психических процессов, определения его сильных и слабых сторон. Нейропсихологическое обследование особенно необходимо в случае, если перед психологом и учителем/воспитателем стоит задача коррекционно-развивающего обучения, поскольку именно нейропсихологический подход позволяет выяснить механизмы трудностей обучения и на этой основе разработать программу по­мощи.

Прежде чем перейти к описанию методов исследования и пара­метров их обработки, представим в наглядной форме состав проб, включенных в «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет» (см. табл. 1).

Стандартизованные тесты – предыдущая | следующая – Организация движений

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах