тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

8.2. Методы и организация групповых занятий

8.2. Методы и организация групповых занятий

Все методы можно условно разделить на две группы, в основе деления лежат степень активности методов, намеренности и произвольности их воздействия на речь больных, а также разные задачи, которые решаются этими группами методов.

Первая группа методов предусматривает направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность. К этой группе относятся следующие методы: метод беседы, метод драматизации, кинометодика, речевые игры.

Вторая группа методов предусматривает непрямое, опосредованное воздействие на речь. Она включает две подгруппы методов: а) методы, воздействующие на речь через другие познавательные процессы психической сферы человека — через восприятие, зрительно-предметные образы, мышление и др.; б) методы, воздействующие на восстановление коммуникативной функции речи через трудотерапию и музыку. К первой подгруппе относятся методы рисования, классификации предметных изображений, узнавания сенсибилизированных предметных изображений. Ко второй подгруппе методов относятся трудотерапия, терапия занятости, метод организации отдыха и проведения праздников.

Методы групповых занятий исходят из концепции о системности нарушения всех психических процессов при локальных поражениях мозга и поэтому воздействуют не только на речь, но и на другие познавательные процессы, и прежде всего на восприятие, зрительную память, образное мышление (Леонтьев, 1961; Основы теории… 1974; Цветкова, 1972а, 1974). К конкретным методам занятий с терапевтической группой предъявляется ряд требований:

— учет сохранности у больных социального опыта и потребности в восстановлении социального и личностного статуса;

— подход к афазии не как к изолированному нарушению речи, а как к причине дезинтеграции всей психической сферы заболевшего человека. Поэтому на групповых занятиях применяются методы системного воздействия на психическую сферу больного с афазией;

— восстановление прежде всего способностей обще] коммуникации больных;

— методы, применяемые на групповых занятиях, обеспечивают возможность проявления таких характеристик малой социальной группы (терапевтической), как соревнование, взаимопомощь, сотрудничество и др., которые способствуй; ют повышению мотивации больных к речевой коммуникации;

— все методы должны способствовать созданию на групповых занятиях благоприятного фона и преодолению у больных отрицательных личностных установок (неуверенности Й-себе, страха перед речью, отчужденности, замкнутости и др.);

— методы групповых занятий должны быть направлен** не только на восстановление речи, но и на восстановление других психических процессов: памяти, внимания, интеллектуальной деятельности, а также на общую реабилитаций больных, на их социальную реадаптацию.

В соответствии с этими общими требованиями каждая группа методов решает конкретную задачу, обусловливающую подбор конкретного вербального и невербального материала для обучения больных.

8.1. Групповые занятия – предыдущая  | следующая –  8.2.1. Первая группа методов

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.