Каждая наука сначала собирает факты по своей дисциплине, затем приводит их в порядок, группирует и сортирует их и, наконец, соответствующим образом излагает. Методы психологии для наглядности можно разделить следующим образом:
1. Метод прямого наблюдения
а) собственной психической жизни (интроспекция),
б) прямое наблюдение психической жизни других лиц, отражающейся в поведении, проявлениях и творчестве (экстраспекция);
2. Методы управляемого наблюдения
а) естественный эксперимент – целенаправленное экспериментальное наблюдение в естественных условиях,
б) лабораторный эксперимент – в лаборатории с использованием аппаратуры.
Кроме этих основных методических форм, мы естественно применяем целый ряд других методов, которые по своему характеру стоят ближе то к прямому наблюдению, то к эксперименту.
Управляемый разговор, эксплорация
Он предназначен для получения необходимых анамнестических данных. Вопросы необходимо задавать так, чтобы они направлялись к сути ожидаемого результата, но управлять разговором следует незаметно. Человек, с которым проводится беседа, не должен заметить, что разговор каким-то образом «направляется», у него должно создаться впечатление, совершенно непринужденной беседы. Аналогичным образом следует поступать и в том случае, когда мы уже имеем заранее приготовленную, совершенно определенную анамнестическую схему; например, один из анамнестических вопросов будет касаться агрессивных склонностей ребенка, причем формы агрессивного и неагрессивного поведения уже наперед включены в анамнестическую анкету: «Что делает ваша девочка, когда сердится на вас? (Ругается, упрекает, пытается вас ударить, упрямится, уйдет в угол и будет там тихо сидеть, плачет, катается по земле, от возбуждения перестает дышать, делает вид, что ей все равно и т. д. и т. д.).
«А что делаете вы, когда ребенок сердится на вас?» (Исполняете каждое его требование, чтобы он оставил вас в покое, отвлекаете внимание ребенка, уходите от ребенка; упрекаете его; чувствительно наказываете его, ругаете его; выбираете другие меры наказания: ставите на колени, привязываете и т. п.?). Следовательно, анамнез, являясь целью управляемого развовора, должен быть экономически целенаправленным и полным и должен предоставить нам достаточное количество сведений для решения требуемой проблемы (диагностической, терапевтической или научно-исследовательской).
Если же мы ставим себе целью собирание полного личного анамнеза, то необходимо обратить внимание на порядок задаваемых вопросов.
Разумеется, никогда не следует начинать с вопросов, касающихся наследственности, суицидных попыток, родственников – правонарушителей, количества слабоумных в семье и т. п. Если бы мы прежде всего задавали обследуемому лицу вопросы, касающиеся отягощенной наследственности, то тем самым могли бы внушить ему мысль о том, что у него подозревают какое-то серьезное психическое расстройство.
У маленьких детей, как правило, следует прибегать к вспомогательному звену, которым обычно бывает Петрушка или кукла (всегда называемая по имени), задающие маленьким детям вопросы вместо врача или психолога. Иногда приходится попросить ребенка, чтобы он в следующий раз принес свою куклу и разговор затем ведут между собой кукла психолога и кукла исследуемого ребенка. Результаты превосходят в$е ожидания, так как ребенок обычно расскажет кукле то, что он сам никогда не’рассказал бы ни врачу, ни психологу.
Если мы пользуемся анкетой с вопросами, то мы можем рассчитывать на самостоятельную работу у взрослых, но не у детей. Взрослый, например! все положительные ответы на вопросы заносит на одну сторону, все отрицательные – на другую, иногда зачеркивает или обводит кружком ответы (один из них): да – нет – не знаю.