А. Р. Лурия и современная психология (Е.Д. Хомская) – продолжение

Говоря о научном наследии А.Р. Лурия, нельзя не сказать, о том, что он был блестящим экспериментатором, автором многих оригинальных психологических методик. В своих исследованиях он пользовался самыми различными методами (в том числе методами клинического наблюдения), но преимущественно обращался к объективным методам исследования, которые могут раскрыть механизмы психических явлении.

Одной из оригинальных методик А.Р. Лурия была “сопряженная моторная методика”, которая была им разработана для изучения эмоциональных процессов (“аффективных комплексов”). Эта методика предвосхи­тила на много лет вперед появление “детекторов лжи”, т.к. она позволяла обнаружить скрытые (в том числе и неосознаваемые) аффективные следы.

Большую известность получили Луриевские методы нейропсихологической диагностики, представляющие собой набор психологических тестов, адресующихся к различным психическим функциям (разным видам восприятия, речи, памяти, мышления и др.). Луриевские методы нейропсихологической диагностики очень ценятся психологами-практиками, работавшими в различных (в основном неврологических) клиниках. Специальные методы разрабатывались им для изучения детей с умственной отсталостью, что позволило дифференцировать эту категорию детей.

Во многих работах А.Р. Лурия (и его сотрудники) применяли физиологические  методы исследования – электромиографию, плетизмографию, ре­гистрации движений глаз, анализ различных видов биоэлектрической актив­ности мозга (спектра ЭЭГ, изменений формы волны ЭЭГ, пространственной синхронизации различных биоэлектрических показателей, ВП).

Диапазон методик, использовавшихся Л.Р. Лурия и его сотрудниками, был очень широк. Таким образом, как экспериментатор Александр Романович успешно работал в самых различных областях психологии –начиная от исторической психологии и кончая психофизиологией.

Теоретические работы А.Р. Лурия всегда были связаны с практическими задачами. Это происходило на всем протяжении его творчества. Нейропсихо­логия как самостоятельная наука возникла, прежде всего, под воздействием практических потребностей в диагностике локальных поражении головного мозга и восстановлении нарушенных психических функций. Эти два направления практического приложения нейропсихологических знаний (диагностическое и реабилитационное) были основными, но не единственными в его творчестве. А.Р. Лурия еще в ранних работах, когда он занимался объективизацией скрытых аффективных комплексов, показал возможность эффективного использования “сопряженной моторной методики” в качестве “детектора лжи” для обнаружения преступников. В годы работы в дефектоло­гии он обогатил практику новыми методами отбора детей во вспомогательные школы. Выполняя различные прикладные задачи, А.Р. Лурия работал в тесном сотрудничестве с практиками – представителями различных специальностей: врачами, педагогами, социальными работниками. Луриевские работы как нельзя лучше иллюстрируют крылатое выражение: “нет ничего более практичного, чем хорошая теория”.

Во всех своих прикладных работах А.Р. Лурия опирался на точно выверенную теорию – отсюда и большая успешность Александра Романовича как психолога-практика.

Мы собрались здесь не просто для того, чтобы отдать дань уважения большому ученому и человеку, который оставил неизгладимый след в истории психологии. Мы собрались здесь прежде всего потому, что научное наследие А.Р. Лурия актуально и для сегодняшней науки; потому, что идеи А.Р. Лурия эвристичны, открывают новые возможности для научных исследований. Луриевские идеи сегодня не просто продолжают жить, но и дают начало новым исследованиям и целым направлениям. Я обозначу лишь некоторые из них.

Прежде всего актуальность идей А.Р. Лурия, их эвристичность проявляется в нейропсихологии. На базе идей А.Р. Лурия созданы (или создаются) новые направления исследований: детская нейропсихология, нейропсихология старческого возраста, нейропсихология нормы (или индивидуальных различий); нейропсихологическая педагогика, нейропсихология пограничных состояний, психофизиологическое направление в нейропси­хологии, кросс-культурная нейропсихология и др.

На базе общепсихологических идей А.Р. Лурия развиваются исследования в области культурно-исторической психологии, психогенетики, психолингвистики, возрастной психологии и др.

Я не берусь перечислить все возможные научные направления, которые были простимулированы Луриевскими идеями или прямо основаны на них. Актуальность Луриевских идей хорошо подтверждается тематикой этой конференции. На конференции представлены не столько доклады, анализирующие тот или иной аспект творчества А.Р. Лурия, сколько доклады, излагающие новые направления исследований, отражающие развитие Луриевских идей. К ним относятся следующие работы:

  • по культурно-исторической психологии,
  • по нейропсихологии познавательных процессов,
  • по нейропсихологии детского и позднего возрастов
  • по нейропсихологическому подходу к психофизиологии,
  • по нейропсихологическому подходу к трудностям обучения,
  • по нейрофизиологическим коррелятам Луриевской теории системной динамической организации психических функций,
  • по нейропсихологическому подходу к психосоматическим и психическим заболеваниям,
  • по Луриевским идеям в психогенетике,
  • по нейропсихологической реабилитации и ряд других.

Уже этот неполный перечень направлений, представленных на данной конференции, свидетельствует о большой востребованности и плодотворнос­ти Луриевского научного наследия, его огромном значении для сегодняшней пауки.

На Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия, собралось большое количество участников. На Конференцию были присланы тезисы авторов из 31 страны Европы, Азии, Америки и, конечно, прежде всего, из России (37 городов). Это – вторая международная конференция, посвященная А.Р. Лурия, которая проводится в России, в Москве, на базе МГУ. По сравнению с первой конференцией, проводившейся 5 лет назад (в 1997) году значительно увеличилось количество присланных тезисов и докладов, а соответственно, и участников. Этот факт отражает усиление интереса к творчеству А.Р. Лурия за последнее время со стороны научной общественности. Это особенно отрадно.

вклад А.Р. Лурия – предыдущая | следующая – культурно-историческая психология

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание