IV. Методы психологии (продолжение)

Но метод прямого наблюдения должен удовлетворять все требова­ния, предъявляемые к эксперименту. Ситуация должна направлятся так, чтобы эксперимент можно было повторять и контролировать и чтобы результаты его можно было объективно оценивать. Так же, как и при ме­тоде прямого наблюдения, мы и здесь используем вспомогательные средства, могущие фиксировать наше наблюдение (фильм, магнитофон) с целью позднейшей интерпретации несколькими лицами. Естественный эксперимент можно проводить где угодно: в школе, у рабочего – на фа­брике, у земледельца – на поле. Например, рабочий выполняет свою ра­боту обычным способом, но разница заключается в том, что к его руке прикрепляют маленькую электрическую лампочку, которая записывает все кривые целесообразных движений. Естественным экспериментом является и снятие на пленку различной физиологической  деятельности космонавтов в период полета.

 

 

 

При проведении лабораторного эсперимента мы следим за тем, чтобы подопытное лицо не только приготовилось к опыту, но и поупражнялось.. Например, эмоции (если именно их мы не исследуем) могли бы в значительной степени исказить течение и результаты эксперимента. Особенно при использовании физиологических методов, служащих для психологического наблюдения, исходным требованием бывает так называемая нулевая величена (степень покоя), которой необходимо добиться в начале эксперимента. Тренировка в условиях необычной ситуации, сопровождаемой напряженностью, страхом тоской делает ситуацию привычной, лишая ее особенного эмотивного сопровождения.

Как можно более полного успокоения следует добиваться также при исследовании с помощью кратковременных тестов (например, тесты ин­теллекта), которые приближаются к лабораторным условиям тем, что создают не вполне «естественную», испытательную ситуацию.

 


 

Однако ни один специалист-психолог не будет довольствоваться ме­ханическим применением методов только лишь одного типа или даже только одного единственного метода. Зная сложность психической жиз­ни, он пытается приблизиться к изучаемому явлению под несколькими углами, чтобы проконтролировать результаты с нескольких сторон.