5. Метод диалога со значимым Другим
Диалог, классический метод самоисследования и осознавания в гештальт-терапии, противопоставлен стороннему овеществляющему познанию кого-либо или чего-либо — “Человека, которому я говорю Ты, я не познаю. Но я нахожусь в отношении к нему, в святом основном слове Я-Ты. Если я обращен к человеку как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-Ты, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей”1.
Как психотерапевтическая процедура, диалог является универсальным способом восстановления контакта с отторгнутыми и отчужденными аспектами Я-образа. Вынесенный вовне, он строится вначале как диалог с внешним объектом или отчужденной частью тела, которым пациент бессознательно атрибутирует качества “не-Я”. Инициируя практически-действенные отношения с этим объектом, в процессе которых пациент чувственно переживает его во всех модальностях сначала как неподобного себе Другого, терапевт фасилитирует идентификацию с ним как с отвергнутой частью Я пациента и последующие отношение с ней, но теперь уже на интрапсихическом уровне.
В качестве иллюстрации приведем фрагмент сессии нашего учебного тренинга для студентов-психологов. В этом фрагменте ведущий показывает работу с двумя защитными механизмами — проекцией и расщеплением2.
Один из участников группы, назовем его Алексеем, указывает на кусок бумажки, лежащий на полу в дальнем от него углу и вызывающий у него неприятные эмоции.
Ведущий: Как положить бумажку, чтобы вызвать наиболее неприятное ощущение?
Алексей: Так, чтобы она была повиднее.
В.: Хорошо, а теперь, как Вы себя чувствуете?
А.: Получше. Это не бумажка, это еще хуже. Это щепка.
В.: Внимательно посмотрите на эту щепку. Как Вы ее видите?
А.: Здесь чисто, а она диссонирует, кажется обрывком, осколком, она вся в острых каких-то фрагментах. Она была вырвана, была нарушена целостность, красота.
В.: Говорите именно ей, что именно Вам не нравится.
А.: Чувство даже озлобленности, хочется ее просто разломать. Она противна, можно пораниться, посадить занозу. Все это некрасиво и неэстетично. Если бы она была в пыли, то это подчеркнуло бы грязь. Она кажется, здесь не к месту.
В.: Что хочется сделать?
А.: Вышвырнуть ее.
В.: Позвольте себе делать это.
А.: Вы знаете, я лучше уберу ее в карман, потому что здесь чисто, а если я ее брошу, то опять она будет лежать здесь и вызывать неприязнь (убирает в карман).
В.: Что Вы почувствовали, когда ее убрали?
А.: Большее равнодушие. Немного смягчило то, что остальные не будут видеть этого безобразия.
В.: А теперь попробуйте положить опять ее так, чтобы она вновь вызвала те же чувства… Что Вы сейчас испытываете?
А.: Неприязнь. От нее отлетел кусочек, и это вызывает злорадство. Если бы я посильнее ее кинул, то она вообще бы разлетелась.
В.: Еще раз опишите ее, только от имени щепки. Услышьте ее монолог.
А.: Я щепка, я лежу на полу. Окружающий мир не такой ущербный, он без сколов. Я чувствую отщепенство, отодранность и выбрешенностъ из этого мира. Злорадства нет. Лишь сожаление. Я вроде бы и не виновата, что диссонирую с окружающим.
В.: Перейдите с места щепки на другое. Обращайтесь к ней на “ты”, расскажите еще раз ей про то, как она Вам не нравится.
Процедура смены мест и диалог с позиций “Я — щепка” и “Я — щепке” повторяется несколько раз. В конце упражнения диалог приобретает следующий вид.
А. (“щепка”): Я пассивная и не виновата. Я была частью стола, но меня выдрали, сломали.
А. (“щепке”): Я понимаю вынужденность твоего положения. Лучше всего найти тот стол, от которого тебя отщипнули и приклеить туда. Это вариант гармонии наших с тобой отношений, заодно и ты обретешь смысл.
В.: В какое место вашего телесного Я Вы могли бы прикрепить эту щепку?
А.: На щиколотку.
В.: Она здесь в безопасности?
А.: Нет, просто это рационально.
В.: Попробуйте найти это место не только головой, попробуйте поприкладывать к телу, поищите для нее место, не старайтесь думать.
А.: (кладет в нагрудный внутренний карман, тщательно обмотав ее платком)
В.: Какое это у Вас вызывает чувство?
А.: Ощущение покровительства, некоторое новое ощущение силы в себе.
Кратко комментируя этот фрагмент работы, отметим ключевые моменты движения само-осознания. Вначале ведущим механизмом в этом процессе становится проекция, в результате чего удается косвенно выразить чувства собственного “отщепенства”, диссонирования с миром. Это она, щепка, (не Я) чувствует себя “осколком”, “вырванной” из целостности, это над ней совершилось насилие, это она кажется здесь не к месту. Вначале А. пытается максимально дистанцироваться от неприятных черт щепки, своего отторгнутого Я, потом прорываются враждебные чувства, вплоть до желания, чтобы она “разлетелась”. Динамика чувств становится особенно заметной после того, как А. “побывал” этой щепкой, затем, перемещаясь в диалоге из одной позиции в другую, А. удается достичь смягчения агрессии, а затем приходят чувства покровительства, со-участия, телесно-переживаемой близости с этой частью Я. Образ Я становится более полным, целостным, принимаемым в тех аспектах, которые ранее отвергались, возникает “новое ощущение силы”.
Поляризация Я-образов как бы смягчается, благодаря тонкой дифференциации и ньюансировке содержательно-когнитивных и аффективных компонентов в процессе чувственного проживания в каждом из них и последующего диалога. В результате расщепленные ранее образы Я вместе с соответствующими им амбивалентными чувствами отвержения/приятия получают возможность объединиться на новом уровне интеграции самоидентичности.
В целях более ясного понимания конкретной психотерапевтической работы, а также в дидактических целях, в следующем параграфе мы представим описание конкретного случая.
1 Бубер М. Я и Ты. — М., 1993. С. 9.
2 Читатель обратит, конечно, внимание на знаменательную игру слов: в качестве объекта негативной идентификации А. выбирает щепку.
Исследование чувств – предыдущая | следующая – Описание случая
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях