/     /  
Коррекция самосознания больного

Коррекция самосознания больного

Снижение стрессового воздействия обеспечивается учетом и анализом механизмов «желаемого и опасаемого» в мышлении и восприятии больных [Рож­нов В. Е., 1974]. Эти механизмы обсуждаются в процессе психотерапии. Зная индивидуальные желания и затруднения больных, врач ориентирует на это персонал. Для более скорой физиологической и психоло­гической адаптации к болезни, компенсации дефекта у больного вырабатывается новый стереотип с помощью медикаментозного и психотерапевтического вмешатель­ства. Поскольку адаптация — процесс универсальный и активный, от больного следует требовать большей направленности, показать, в чем его недостаточность, чем именно он сам мешает своему выздоровлению [Либих С. С., 1974]. Особенно важно, чтобы врач ставил перед собой реальные цели. Диапазон этих целей: от ослабления симптомов заболевания до норма­лизации психического состояния.

Клинической задачей врача является также помощь больному в понимании некоторых неизбежных последствий заболевания, которые при современном уровне науки не могут быть устранены. Больной может ждать большего улучшения, иметь самые смутные представ­ления о том, что происходит при лечении, включая и то, что требуется от него. Необходимо привести ожидания больного в соответствие с реальностями терапевтиче­ской ситуации [Schipkowensky, 1965].

Коррекция соматонозогнозий — это, как представ­ляется, система определенной психологической и физиологической функциональной реорганизации больного для выработки психологической защиты и перестройки его установок в отношении заболевания. Эта перестрой­ка предусматривает сглаживание крайних вариантов и патологических форм личностных реакций. Врач, по меткому выражению Д. Д. Федотова, должен «на­учить больного болеть и лечиться». Выздоровление подчас сопровождается не полным возвратом к преморбидной структуре личности, а формированием новых мотивов, взглядов, желаний, стремлений, кото­рые отражают изменения в отношении к себе и окру­жающему. Знание системы ценностей больного, т. е. того, что он утратил, что и чем можно заменить, на какие ценности переориентировался, каковы его перспективы, помогает «врачевать не только тело, но и душу».

Следует добиваться того, чтобы те или иные активи­рующие воздействия врача принимали у пациента характер идей, т. е. определенного диктующего убежде­ния, порождающего возникновение установки на активную реализацию новой линии поведения, так или иначе освобождающей больного от подчиненности бо­лезненным переживаниям [Иванов Н. В., 1972]. Послед­ние создают более или менее сложное сочетание мыслей подчас совершенно не соответствующее существующе­му положению, поэтому на обязанности врача всегда должна лежать попытка распутать этот сложный узел в сознании больного и тем самым облегчить доступ к его внутреннему миру, загроможденному иногда абсурдны­ми мыслями [Рожнов В. Е., 1974].

Тот же автор полагает, что коррекция самосозна­ния и самопредставления о соматическом заболевании выявляет для больного те эмоционально значимые пере­живания, которые создают возможность более эффек­тивного обследования и лечения, а для некоторых и смены личной позиции по отношению к заболеванию. Всяким больной хочет знать правду о своем заболе­вании, но не всякий может воспринять ее и отнестись к ней адекватно. Внедрение нового в сознание больного не всегда происходит легко и быстро, ибо могут ме­шать инертность мышления, косный стереотип поведе­ния, ложные мнения и представления.

Врач не должен сразу игнорировать и отвергать взгляды больного. Неумело доказывая ему то, что он знает (прочитал) о своей болезни, врач может способ­ствовать возникновению иатрогении [Либих С. С 1977]. Надо стремиться к тому, чтобы сведения кото­рые врач сообщает больному о его заболевании пре­вратились в убеждения. Только при этом условии можно сформировать адекватное отношение (нормосоматонозогнозию) к болезни и добиться правильного выпол­нения всех рекомендаций врача.

При диагностике неясных и тяжелых заболеваний не следует спешить с объяснениями терапевтического плана. Проводя обследование, нужно проявлять осто­рожность как в обнадеживании, так и разрушении надежд больного. Врач должен проявить искусство в беседе с пациентом, в «выдаче» каких-то (исходя из конкретного случая) ясностей и перспектив. Следует представить какой-то план действий, поскольку любой план оставляет надежду, а значит, вызывает положи­тельные эмоции [Hartlage, 1964; Schipkowensky, 1965]. Естественно, врач не обязан полностью сообщать больному свои взгляды на течение заболевания и его прогноз. «Вжившись» в психику его, врач должен понимать, до каких пределов (границ) может простираться осведомленность больного о заболевании. Целесообразнее объяснять симптомы болезни, а не говорить о тяжести заболевания в целом. Например, правду о инкурабельном раке больному сообщать, естественно, не следует, а родственников ставят в из­вестность постепенно.

Никогда нельзя лишать надежды на улучшение ни больного, ни его родных.

Взаимопонимание с пациентом устанавливается труднее при частой смене тактических приемов врача и форм его поведения. Сами же тактические приемы лечения могут быть различными, так как они зависят от особенностей заболевания, личности больного и от индивидуальности врача [Либих С. С., 1974, 1977]. Пациент как можно реже должен ощущать колебания врача, его неуверенность в целесообразности тех или иных рекомендуемых мероприятий.

Если больной верит, знает приблизительные сроки и методы лечения, он чаще активно сотрудничает с врачом и быстрее выздоравливает. Раскрытие меха­низмов лечения в доступной для больного форме способствует повышению его убежденности в эффектив­ности помощи. Однако всегда следует помнить, что в процессе выздоровления могут быть и периоды регресса, что выздоровление нередко происходит волнообразным путем. В таких случаях может наступать фиксация на ощущениях, на препятствиях, нарушающих планы больного, а это увеличивает возможность «утомления» от болезни, что может приводить к развитию астени­ческой симптоматики [Иванов Н. В., 1970]. Стеническая позиция личности сказывается в рациональ­ных способах компенсации (интеллектуальная, комму­никативная и другие виды деятельности). Эта позиция нуждается в соответствующей коррекции персонала: обеспечение трудотерапии, разумное заполнение досуга, доступная двигательная активность и др.

Психологическая реакция на болезнь – предыдущая |

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)